Вадим Прибытков
В 1676 году Роберт Гук открыл закон растяжения пружин.
Закон Гука гласит: каково удлинение, такова и сила. Т.е. при растяжении пружины с помощью силы удлинение пружины изменяется прямо пропорционально величине силы. Это соотношение выдерживается для стальных пружин с идеальной точностью в широком диапазоне удлинений.
Закон Гука сыграл важную роль в физике и технике, хотя он является по существу одним из проявлений второго закона движения Ньютона. Но при этом Гук сформулировал его раньше Ньютона.
И действительно, три величины: сила, масса и ускорение связаны между собой основным законом механики--вторым законом Ньютона--в следующей всеобъемлющей формуле: приложенная сила равна массе, умноженной на ускорение. Из этого закона следует, что величина ускорения (а также движения, удлинения, растяжения, сжатия и т.д.) приобретаемого телом, прямо пропорционально приложенной силе.
Масса тела, а также способность пружины к растяжению и т.д. не меняется и играет в приводимом равенстве роль коэффициента.
Следовательно, и закон Гука можно записать через приводимое равенство, понимая под массой физические свойства пружины.
В механике широко пользуются статистическим измерением сил с помощью пружин. С поведением тел по закону Гука мы имеем место во многих случаях растяжения, сжатия, изгиба, прогиба, кручения и вообще упругой деформации любого вида. Такой же последовательности подчиняются колебания груза на пружине, вибрации камертона и пр.
Доказывая, что все эти виды движения происходят на основании второго закона механики Ньютона, мы объединяем все существующие виды движений в единую систему.
Как известно Гук оспаривал у Ньютона приоритет в установлении закона всемирного тяготения. Здесь он был явно не прав. Но он мог бы оспаривать первенство в установлении приоритета по второму закону механики. Однако Гук ограничился лишь растяжением пружин. Ему не хватило широты охвата, включения в данный закон всех явлений. Если бы Гук не совершил этой оплошности, то вся история науки могла бы быть несколько иной.
Ньютон смотрел дальше и сформулировал закон, охвативший все виды движения. Такова правда и сложная коллизия исторического развития науки.