МОСКВА, 10 мар — РИА Новости. Заявление супруги президента Турции Эмине Эрдоган о роли султанских гаремов в истории страны вызвало бурную негативную реакцию пользователей социальных сетей. Первые леди различных государств нередко оказываются в центре резонансных событий. Пять громких историй с участием жен Барака Обамы, Петра Порошенко, Михаила Саакашвили, Франсуа Олланда и третьего эмира Катара Хамада бен Халифы Аль Тани — в материале РИА Новости.
На короткой ноге с Ее Величеством
Супруга американского президента Барака Обамы Мишель в 2009 году позволила себе неслыханную вольность в обращении с британским монархом — королевой Великобритании и Северной Ирландии Елизаветой II. Монарший протокол был нарушен на приеме в честь лидеров "большой двадцатки" — Мишель Обама, разговорившись с Ее Величеством, слегка приобняла королеву за плечи, та сразу же отстранилась. В Великобритании "панибратства" Мишель Обамы, разумеется, не поняли — историю долго обсуждали в СМИ и социальных сетях.
"В этом отношении этикет достаточно строг — делай что хочешь, только не трогай королеву", — так прокомментировал инцидент в Букингемском дворце журнал Time. Сама королева первой приобняла Мишель Обаму, но что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Правила этикета говорят, что такой жест — это привилегия монархов, и отвечать на него прикосновением дозволено лишь тогда, когда монарх сам подает руку.
Родительская поддержка
Марина Порошенко — супруга нынешнего президента Украины Петра Порошенко и мать четверых детей. С младшим из них, Михаилом, в августе 2014 приключилась история, которую долго обсуждали в украинской блогосфере. Во время проходившего в Софийском соборе молебна за мир на Украине ребенку стало плохо из-за духоты в помещении, и он упал в обморок. Обсуждали пользователи не столько сам инцидент, сколько реакцию матери, стоявшей рядом: теряя сознание, мальчик попытался схватить маму за руку, чтобы не упасть, однако Марина Порошенко отстранилась и "передала" ребенка назад, где его подхватил бывший глава страны Виктор Ющенко.
"Батальон черных колготок" против "Чужой" в Тбилиси
В 2005 году в Грузии отмечали 16-ю годовщину событий 9 апреля 1989 года, когда при разгоне демонстрации у Дома правительства в Тбилиси погибли десятки человек. Во время мемориальной церемонии произошел инцидент с участием двух первых леди — бывшей и нынешней — вдовы первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа Мананы Арчвадзе и супруги тогдашнего президента Михаила Саакашвили, подданной Нидерландов Сандры Руловс.
О себе дал знать так называемый батальон черных колготок — группа фанатичных сторонниц Гамсахурдиа, сопровождавших вдову первого грузинского президента. Когда Сандра Руловс направлялась к мемориалу, чтобы возложить цветы, путь ей преградили тридцать женщин, которые попытались прогнать супругу Саакашвили и не пускали ее с цветами к памятнику, скандируя "Уходи!". Возложить цветы Руловс смогла только после вмешательства полиции.
Ничего личного, только политика
Гражданской супруге президента Франции Франсуа Олланда Валери Триервейлер не сразу удалось привыкнуть к статусу первой леди и разобраться в обязательствах, которые накладывает новое положение. В октябре 2012 года Триервейлер опубликовала твит в поддержку бывшего социалиста Оливье Фалорни, выдвигавшегося на пост главы округа Ла-Рошель. Неприятной эта история стала из-за того, что Фалорни выступал на выборах против официального кандидата от округа Сеголен Руаяль, волей случая оказавшейся бывшей подругой Олланда и матерью четырех его детей.
Французские СМИ расценили поступок Валери Трирвейлер как ревность, а политики посоветовали первой леди быть сдержаннее и не смешивать личную жизнь с политикой. Гражданская жена президента послушалась и извинилась за "досадную ошибку".
Первая леди Катара снимает чадру
В 2002 году жена третьего эмира Катара Моза бинт Насер аль-Миснед появилась на публике с открытым лицом, нарушив одно из предписаний ислама. Религиозный этикет в странах Аравии традиционно требует от женщин появляться на людях в длинном платье и чадре, а также черных перчатках и чулках.
Этот эпатажный шаг первой леди Катара, где исповедуется одно из самых жестких течений ислама — ваххабизм, вызвал осуждение со стороны пожилых людей, но приветствовался молодежью. Это объясняется тем, что запрет на появление на публике с открытым лицом уходил в прошлое для многих женщин стран Залива (за исключением Саудовской Аравии), но сохранялся в отношении жен глав государств.