Этот запрет стремительно уходит в прошлое: за исключением Саудовской Аравии сегодня на улицах городов стран Залива часто можно увидеть девушек и молодых женщин с открытым лицом, но в отношении супруг глав государств он сохраняется. Завесой тайны покрыта и семейная жизнь шейхов и королей Аравии. При этом первые леди большинства монархий принимают весьма активное участие в общественной жизни своих стран, в женском движении и эмансипации прекрасного пола.
Катарские мужчины, подданые эмира Катара шейха Хамада бен Халифы Аль Тани мужского пола первыми в Заливе смогли увидеть лицо жены главы государства Музы бинт Насер, появившейся на днях рядом с супругом на открытии отделения британского медицинского университета Корнуэлл в Дохе. Красивая женщина была одета в черную длинную накидку и такого же цвета головной платок и имела минимум ювелирных украшений.
Можно представить, что в консервативном катарском обществе, исповедующем один из самых жестких мазхабов /течений/ ислама - ваххабизм, этот эпатажный шаг шейхи вызвал осуждение со стороны пожилых людей, но приветствовался молодежью. Вряд ли будут аплодировать сенсационному явлению в свет первой катарской дамы и в других столицах стран Залива, в которых и без того осуждают Доху за чрезмерно стремительное движение в современность. Например, за широкую свободу слова: в эмирате упразднили министерство информации и цензуру, а ставший самым популярным в арабском мире катарский спутниковый канал "Аль-Джазира" подвергается граду критики в Заливе за содержание своих передач, которые даже вызвали ухудшение в отношениях с Саудовской Аравии.
Судя по отрывочным сведениям, шейхе Музе бинт Насер более 40 лет. У второй из трех жен эмира - семеро детей. По слухам, ее роль в эмирском дворце не ограничивается только семейными и домашними делами. Известно, что она поборница эмансипации женщин и выступает за то, чтобы прекрасный пол играл большую роль в управлении страной.
В прошлом году в Катаре были впервые проведены свободные выборы в муниципальные советы - органы самоуправления на местах, в которых участвовали женщины. Разрабатываемый в стране проект новой конституции предусматривает предоставление женщинам политических прав, включая право избираться в парламент /сейчас в эмирате существует назначаемый консультативный совет/.
В интервью газете "Файнэншл Таймс", шейха Муза высказалась против полигамии, разрешенной исламом. "У молодого поколения уже нет такой проблемы. Шариат напротив разрешает многобрачие и с этим ничего не поделаешь, но в будущем институт брака сам рационализуется", - считает она. Шейха Муза гордится тем, что уже сейчас девушки составляют более 60 проц студентов вузов, а доля работающих женщин в эмирате составляет 40 проц. Можно вспомнить и то, что катарские женщины первыми в истории стран Залива появились на стадионах и в игровых залах.
За последние годы все больше женщин из знатных и не только аравийских семей выходят из узкого круга домашних обязанностей, очерченного традицией и религией, и выходят в мир. Можно назвать десятки и сотни аравиек, которые сейчас возглавляют крупные компании, ведут весьма успешную предпринимательскую деятельность, занимают серьезные государственные посты, возглавляют посольства за рубежом, занимаются наукой, искусством, литературой и спортом. И, несомненно, для многих из них смелый поступок катарской первой леди стал своеобразным символом быстрых перемен в положении женщин на Аравийском полуострове - колыбели ислама.