Илья Бер, для РИА Новости.
В России стартовал сезон предвыборных теледебатов президентской гонки-2012. Первыми сразились Михаил Прохоров и Геннадий Зюганов, а в ближайший четверг, в рамках программы Владимира Соловьева "Поединок", ожидается продолжение телебаталий.
Дебаты могли бы стать центральным событием в политической жизни страны, если бы в них согласился принять участие Владимир Путин. Но поскольку он снова отказался, остальным участникам будущих выборов (правда, пока не все к ним официально допущены ЦИК) остается биться друг с другом за победу в итоговом телефонном голосовании. Как расценивать результаты этого голосования - как свидетельство реальной популярности политика или как не имеющий большого значения элемент телешоу, своего рода розочку на торте?
Выпуск программы "Поединок" на телеканале Россия-1 с участием Михаила Прохорова и Геннадия Зюганова получил очень значительный по современным меркам рейтинг. Согласно данным компании TNS Россия, его доля (процент зрителей телеканала из всех, кто смотрел в это время ТВ) только в Москве составила 26%.
Кроме того, рекордным для программы, а, возможно, и для всех подобных программ российского телевидения, стало число зрителей, проголосовавших за одного, либо за другого героя. За Зюганова в сумме было отдано 176848 голосов (50,88%), за Прохорова - 170706 голосов (49,12%). Настрой телеаудитории подхватили и пользователи интернета. На выходных теледебаты Прохорова и Зюганова занимали первую строчку в рейтинге самых популярных новостей российской блогосферы по версии "Яндекса".
Одни эксперты считают такой результат естественным, учитывая предвыборный период и явный рост интереса к политике среди россиян. Другие высказывают сомнения в его достоверности. Даже среди тех блогеров, кто скорее симпатизирует Прохорову и считает, что он смотрелся лучше Зюганова, нередко встречается мнение о "нереальности" итогов голосования и накрутках в пользу начинающего политика.
Что удивило секундантов
По мнению тележурналиста Антона Красовского, начальника штаба кандидата в президенты Михаила Прохорова и одного из секундантов Прохорова на "Поединке", высокие рейтинги программы не случайны. Он считает, что люди хотят смотреть на новые лица в политике.
"Меня удивило увеличение на семь тысяч голосов в конце программы, которое образовалось у Геннадия Андреевича, но с другой стороны, меня приятно удивило, что наш разрыв с Зюгановым на Втором канале, то есть у классической женской не очень молодой аудитории, такой незначительный. Это значит, что в нашей стране этим женщинам нужен новый герой", - заявил в интервью РИА Новости Красовский.
Не меньше Красовского, правда, со знаком "минус" удивлен и его визави, секундант Геннадия Зюганова на "Поединке", руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Он сообщил РИА Новости, что не верит результатам голосования за Прохорова.
"Я не верю, что в нашей стране при том негативе к 122 людям из списка олигархов вдруг будет такая любовь и такое доверие", - заявил Клычков. При этом он поделился информацией, что Олег Митволь, пытавшийся во время эфира проголосовать за Зюганова, потерпел неудачу. Линии были перегружены. Зато голос за Прохорова ему отдать удалось.
Атака роботов?
Не верят результатам телеголосования и Максим Шевченко, журналист и бывший ведущий общественно-политического ток-шоу "Судите сами" на Первом канале, и обозреватель радио "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт, не раз принимавший участие в "Поединке" и других ток-шоу.
По словам Шевченко, голосование - это вещь, существующая для зрителя, игра, придание программе дополнительного интереса. Большинство людей, как он считает, голосует не исходя из того, что они слышат, хотя есть и такие, а исходя из своих симпатий или антипатий к одному из участников.
"Мне представляется, что данные цифры являются цифрами специально организованной, возможно, не каналом, а еще кем-то, поддержки Прохорова. Потому что это не соответствует ни рейтингам, ни популярности, ни реальному весу их в публичной политике", - поделился Шевченко в разговоре с РИА Новости.
"Я никогда не был уверен, что электронное голосование на российском телевидении реально отражает что-то. Я не удивлюсь, если существуют заранее заданные цифры, которые нам просто показывают", - вторит коллеге Константин Эггерт.
Журналист говорит, что всерьез к этому голосованию не относится. По его мнению, существует целый ряд форм накручивания того или иного результата, поэтому мы реально не знаем, выиграл Зюганов, выиграл Прохоров или была ничья.
Нелады с голосованием подтвердил после выхода программы в эфир и ее ведущий Владимир Соловьев на своей странице в Твиттере. Сначала он рассказал, что сгорел один компьютер в компании, которая ведет прием звонков, и пришлось перейти на резервный. После чего и вовсе усомнился в результатах.
"Есть подозрение, что задействовали для дозвонов роботов. Обратились в компанию с просьбой провести расследование. Если не сможем гарантировать защиту от роботов-на-дозвоне, то до конца выборного сезона откажемся от голосования. Увы", - написал Соловьев. На момент выхода этого материала сведений о результатах расследования не поступало.
Кто и как считает Vox Populi на российском телевидении
Как показал опрос экспертов, даже среди людей, работающих на телевидении, практически никто досконально не разбирается в механизмах телефонных голосований в прямом эфире. Сотрудники программ, использующих такого рода технологии, отмечают, что прием звонков организуют сторонние фирмы, и творческие группы никакого отношения ни к процессу, ни к результатам не имеют.
Важно отметить, что, по мнению одного из телепродюсеров, пожелавшего остаться неназванным, всерьез можно говорить только о бесплатных телефонных голосованиях. По его сведениям, на платных SMS-сообщениях телепередача у нас заработать не может, поскольку их шлет ничтожно малое число людей. А те передачи, в основном развлекательные, которые используют эту технологию, выдают в эфир, по его мнению, дутые цифры ради искусственного разгона интереса к своей программе и создания иллюзии массовой популярности.
Общественно-политические программы обычно используют именно бесплатные телефонные номера. В передаче "Процесс" присутствуют обе технологии. Поданные по SMS и телефонные голоса суммируются. При этом доля тех и других при подсчете остается неизвестной.
В общих чертах технология выхода в эфир передачи "Процесс" выглядит так. Вещание канала транслируется на Россию пятью спутниками, каждый из которых ответственен за одну из пяти зон страны в соответствии с часовым поясами. То есть в 14.55 по московскому времени начинается настоящий прямой эфир программы на Дальний Восток (Дубль-1). Затем в 16.55 запись идет на Восточную Сибирь (Дубль-2). В 18.55 - на Западную Сибирь (Дубль-3). В 20.55 - на Урал (Дубль-4). И, наконец, в 22.55 - на Москву и Центральную Россию (Дубль-5).
Однако голосование в каждой из зон отдельное и идет в прямом эфире, а телезрители видят на экране данные только по своему региону. К концу записи программы ведущий может знать, в лучшем случае, результаты голосования аудитории с Дальнего Востока.
Итоги голосования всегда объявляет электронный голос за кадром в самом конце программы. Такая же технология использовалась и на программе "К барьеру", и на "Суде времени", и сейчас применяется на "Историческом процессе".
С телефонными голосованиями в передачах "Суд времени" (Пятый канал) и "Исторический процесс" (Россия-1) связан интересный казус. За все время существования сначала одной программы, потом другой, во всех 59 выпусках побеждал только просоветски настроенный Сергей Кургинян. Ни Леониду Млечину, ни Николаю Сванидзе ни разу не удавалось набрать более 37% голосов, хотя аудитория в студии нередко отдавала предпочтение именно им.
Если же вспомнить нашумевший проект "Имя России" по тому же каналу Россия-1, в интернет-голосовании которого долгое время лидировал Сталин, то можно усмотреть определенную тенденцию.
Повлиять на счетчик
Бывший редактор программы "Суд времени" Елизавета Волчегорская рассказала РИА Новости, что были случаи, когда результаты голосования по телефону кардинально отличались от голосования в студии.
"Мы это списывали на то, что люди в студии - в основном москвичи и принадлежат к определенному социальному кругу. - рассказывает она. - Возможно, на них было сложнее повлиять какими-то простыми риторическими методами. А в целом по стране аудитория попроще, ее убедить легче".
Кроме того, Волчегорская рассказала, что когда у нее и ее коллег появились подозрения, что поклонники Кургиняна специально звонят много раз во время эфира и накручивают результаты голосования, они расстроились и всей творческой группой, человек 20-30 во время одной из программ звонили в поддержку Млечина (программа выходила в записи, а голосование шло в прямом эфире).
Поскольку ограничений не было, с одного телефона можно было звонить бесконечное число раз. Каждый позвонил, по словам Волчегорской, около 30 раз, кто-то больше. То есть в сумме около 1000 звонков.
И это никаким образом не повлияло на счетчик. Шкала не сдвинулась ни на долю процента, из чего они сделали вывод, что 30 человек либо не могут повлиять и накрутить этот счетчик, либо он вообще работает каким-то другим образом.
Остается заключить, что отсутствие какой-либо прозрачности в проведении телевизионных голосований делает их результаты исключительно предметом веры. Да и стоит ли удивляться, когда даже самые что ни на есть главные и судьбоносные для страны голосования на выборах народных представителей всех уровней проходят с массой нарушений?
Видимо, к телефонным результатам теледебатов надо относиться так, как они того заслуживают - как к части телевизионного шоу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции