Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Хронология финансово‑экономического кризиса в еврозоне

Совет министров финансов стран еврозоны (Еврогруппа) в понедельник дал одобрение предоставлению очередного транша финансовой помощи Греции.

В 2008 году в мире начался финансово‑экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.

Возникновение кризиса связывают с рядом факторов: общей цикличностью экономического развития; перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса; высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть); перегревом фондового рынка.
Европейская экономика подверглась жесткому воздействию финансового кризиса сразу же вслед за США, где стали банкротами крупнейшие инвестиционные банки страны.

В Германии первой компанией, входящей в важнейший немецкий биржевой индекс DAX, которая оказалась на грани банкротства в результате глобального финансового кризиса, стал мюнхенский Hypo Real Estate — ведущий немецкий банк, работающий на рынке недвижимости. Вначале банку была выделена помощь в 35 миллиардов евро под госгарантии, но этой суммы оказалось недостаточно. Чтобы не допустить банкротства HRE, германский стабфонд SoFFin предложил выкупить обесценившиеся акции у акционеров банка и до мая 2009 года ему удалось приобрести 47,3% акций.

Правительство Германии приняло антикризисный пакет мер общим объемом порядка 500 миллиардов евро, который предполагал до конца 2009 года не только государственные гарантии межбанковских кредитов, но и прямые финансовые вливания для увеличения собственных капиталов банков. Для финансирования антикризисного пакета был создан стабилизационный фонд в объеме 400 миллиардов евро. 

Правительство Франции в рамках поддержания банковской системы страны в условиях глобального финансового кризиса в октябре 2008 года выделило шести крупнейшим банкам страны 10,5 миллиардов евро. Среди банков, получивших кредит — Credit Agricole, BNP Paribas и Societe Generale.

В октябре 2008 года главы государств, входящих в еврозону, приняли проект плана совместных действий по борьбе с мировым финансовым кризисом. Суть программы заключалась в предоставлении гарантий по обеспечению банковской ликвидности и рекапитализации банков в случае необходимости сроком до 31 декабря 2009 года.

Глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 году, в 2010 году в ЕС вылился в серьезный кризис суверенных долгов. Весной 2010 года возникла реальная угроза дефолта Греции, а вслед за ней и ряда других стран южной (Португалия, Испания, Италия), восточной (Венгрия, Румыния, Болгария, Украина, Латвия и Литва) и северной (Исландия, Ирландия) Европы, накопивших в ходе кризиса колоссальные государственные долги и дефициты бюджетов.

В мае 2010 года министры финансов стран еврозоны объявили о создании механизма финансовой стабильности, в рамках которого обремененные долгами страны могут рассчитывать на помощь партнеров по валютному союзу из фонда экстренной помощи общим размером до 750 миллиардов евро. Было объявлено, что большая часть из этих средств будет предоставляться самими странами еврозоны, также участие в фонде примет Международный валютный фонд.

В мае 2010 года Греция избежала дефолта по 300‑миллиардному долгу, согласившись провести ряд жестких экономических реформ, стабилизировать бюджет и реформировать социальную отрасль в обмен на трехлетний 110‑миллиардный пакет кредитов, 30 миллиардов евро из которого должны поступить от МВФ. В марте 2012 года МВФ и Европейский фонд финстабильности (ЕФФС) одобрили вторую программу финансовой помощи Греции, общий объем которой составил 130 миллиардов евро.

В декабре 2010 года была одобрена финпомощь Ирландии на сумму до 85 миллиардов евро от ЕС и МВФ, а также за счет внутренних ресурсов страны.

Португалия стала третьим, после Греции и Ирландии, государством еврозоны, из‑за долговых проблем и проблем финансового рынка обратившейся за внешней поддержкой. В мае 2011 года Совет министров экономики и финансов ЕС (Экофин) одобрил программу поддержки Португалии от ЕС и МВФ общим объемом 78 миллиардов евро.

В июле 2012 года Совет министров финансов стран еврозоны (Еврогруппа) одобрил выделение финансовой поддержки проблемным банкам Испании на сумму до 100 миллиардов евро. Страна считается одной из наиболее проблемных в еврозоне.

В Австрии международный финансовый кризис и последующий глобальный экономический спад привел к резкому, но недолгому падению австрийской экономики. ВВП страны сократился на 3,9% в 2009 году, но приобрел положительные темпы роста (около 2%) уже в следующем 2010 году и 3% — в 2011 году.

В феврале 2012 года правительство Австрии утвердило план экономии бюджетных средств и увеличения налогов на общую сумму 27 миллиардов евро, который властям предстоит реализовать в течение 2012‑2016 годов.

Италия на протяжении 2012 года переживала серьезные экономические трудности. В феврале 2012 года страна вступила в стадию технической рецессии после того, как в течение двух кварталов продемонстрировала отрицательный прирост экономики, что и является основным показателем вступления в эту стадию. Правительство было вынуждено принять несколько жестких антикризисных программ, которые направлены на сокращение расходов и восстановление экономики страны, а также запустить ряд реформ, в том числе пенсионную и трудового законодательства.

Нидерланды в период экономического спада пострадали от падения цен на жилье, сокращения объемов строительства, снижения потребительских расходов и инвестиций, правительственных мер жесткой экономии, сокращения экспорта и долгового кризиса еврозоны. По данным Евростата, в третьем квартале 2012 года нидерландская экономика сократилась на 1,1% в годовом исчислении — хуже, чем в Испании, Португалии и Италии, а уровень безработицы подскочил до 15‑летних максимумов.

В декабре 2011 года Кипр, испытывающий серьезные экономические трудности из‑за долговых проблем соседней Греции, получил от России кредит в 2,5 миллиарда евро.

В марте 2013 года экономика Кипра оказалась на грани краха после требования Еврогруппы ввести налог на депозиты. Однако Кипру пришлось согласиться на санацию своей банковской системы и списание части депозитов в обмен на 10‑миллиардный пакет помощи ЕС. 18 апреля 2013 года парламент Кипра одобрил повышение налога на компании с 10% до 12,5%; увеличение налога на проценты по депозитам с 15% до 30%, которые будут идти на оборону; увеличение специального налога на финансовые учреждения с 0,11% до 0,15%. Принятие данных законов открывает путь для предоставления ликвидности примерно на 2 миллиарда евро из Европейского механизма финансовой стабилизации.

В апреле 2013 года на пороге долгового кризиса оказалась Словения. Дефицит бюджета страны значительно вырос во время экономического спада, и восстановление государственных финансов оказалось более трудным, несмотря на заметный прогресс в 2012 году. В случае если власти не смогут изменить свою экономическую политику, госдолг Словении может удвоиться и превысить ее ВВП. Осложняет положение дел Словении и то, что страна переживает серьезный банковский кризис, вызванный чрезмерными внешними рисками, слабым корпоративным управлением в государственных банках и недостаточно эффективными инструментами контроля в секторе.

3 мая 2013 года Еврокомиссия опубликовала весенний прогноз развития ситуации в экономиках еврозоны и ЕС. ЕК ожидает сокращения ВВП региона единой валюты в текущем году на 0,4% и его роста на 1,2% в следующем году, инфляция предполагается на уровне 1,6% и 1,5% соответственно. В своем зимнем прогнозе ЕК предполагала менее серьезное сокращение ВВП еврозоны в нынешнем году — на 0,3%, и большего роста в следующем — на 1,4%. Инфляция ожидалась на уровнях 1,8% и 1,5% соответственно.

ЕК по‑прежнему пессимистично смотрит на динамику безработицы в регионе единой валюты: в текущем году она прогнозируется на уровне 12,2%, а в 2014 году может сократиться лишь незначительно — до 12,1%.

Госдолг еврозоны продолжит расти в текущем и следующем годах. По итогам 2012 года показатель составил 92,7% ВВП. На текущий год ЕК прогнозирует 95,5% ВВП, на 2014 — 96,0% ВВП.

Прогноз дефицита бюджета еврозоны тоже ухудшен: до 2,9% ВВП региона на текущий год и 2,8% на следующий год, с 2,8% и 2,7% в зимнем прогнозе соответственно.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Справки

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.