С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 ноя — РИА Новости, Виктория Уздина. ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") к 2018 году планирует получить головной универсальный ледокол проекта 22220, а в течение следующих двух лет этому заказчику будут переданы два аналогичных серийных ледокола.
По мнению экспертов, опрошенных РИА Новости, развитие атомного ледокольного флота позволит России не только увеличить перевозки по Северному морскому пути (СМП), но и ускорить реализацию шельфовых проектов.
ООО "Балтийский завод — судостроение" (Санкт-Петербург) в начале ноября приступило к строительству головного универсального двухосадочного ледокола проекта 22220, который является самым мощным атомным ледоколом в мире. Судно имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
Ледоколы пополнят атомный флот
По словам первого заместителя генерального директора "Росатома" Ивана Каменских, закладка головного ледокола и строительство двух серийных судов, которые должны быть переданы "Атомфлоту" в 2019-2020 годах, удовлетворят потребность в атомном ледокольном флоте и позволят компенсировать вывод действующих ледоколов из эксплуатации.
"Скоро будут выведены из эксплуатации два атомных ледокола. Останутся на плаву два, а надо, минимум, три", — сказал он, добавив, что в настоящее время объявлен тендер на сооружение серийных ледоколов проекта 22220 стоимостью более 80 миллиардов рублей.
Шельф выигрывает
Аналитики считают, что расширение атомного ледокольного флота будет способствовать не только развитию Севморпути, но и реализации проектов по добыче углеводородного сырья на российском шельфе. "Здесь, бесспорно, атомный ледокольный флот будет играть одну из первостепенных ролей — как для российских эксплуатантов, так и для их зарубежных партнеров", — рассказал РИА Новости директор информационно-аналитического отдела инвесткомпании "Энергокапитал" Александр Игнатюк, добавив, что использование атомных ледоколов позволит ускорить создание необходимой инфраструктуры для освоения месторождений на шельфе.
По его мнению, высокие затраты на сооружение атомных ледоколов оправдываются спецификой их использования и являются эффективными вложениями. "Это основа инфраструктуры, которая в перспективе будет оцениваться в сотни миллиардов долларов. <…> Также нельзя не учитывать то, что проекты (строительства ледоколов — прим. ред.) интересны и с точки зрения загрузки судостроительных предприятий — того же "Балтийского завода". Как минимум, в этом ключе деньги (на расширение атомного ледокольного флота — прим. ред.) не будут потрачены зря", — отмечает аналитик.
Атомный ледокол не имеет конкурентов
Президент международной группы компаний "Городской центр экспертиз" Александр Москаленко считает, что атомный ледокольный флот незаменим при освоении Арктики. "Не стоит забывать, что освоение Арктики — не только Севморпуть, это и нефтяные разработки, которые также требуют обеспечения. Не всё можно отправить вертолётом. Ледокол незаменим. Чтобы проложить путь в серьёзных льдах, судно должно иметь огромный запас энергии. Ядерно-энергетическая установка на сегодняшний день не имеет конкурентов. Атомный ледокольный флот необходим, если мы хотим развивать морские пути", — сказал он РИА Новости.
По оценке Москаленко, в настоящее время отечественные судостроительные заводы в полной мере способны удовлетворить потребности в развитии ледокольного флота. "Может, мы и устареваем в плане скорости постройки корпусов, но что касается ядерно-энергетического машиностроения, занимаем лидирующие позиции. <…> Возможность произвести самый мощный атомный ледокол в мире у нас есть", — отметил эксперт.
По его словам, в настоящее время Россия является единственной страной мира, которая располагает флотом атомных ледоколов. Ледокольными судами обладают, в частности, США, Канада, Швеция, Финляндия и Дания, но ни одна из этих стран не применяет атомную энергию для работы в условиях Арктики.
Решение о строительстве первого российского атомного ледокола "Ленин" было принято 20 ноября 1953 года, а спуск на воду состоялся в декабре 1959 года. В 1989 году это судно, где сейчас работает музей, было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. Также в настоящее время, в частности, выведены из эксплуатации ледоколы "Сибирь", "Арктика", "Советский Союз" и "Россия".