Рейтинг@Mail.ru
Федоров и "Крузенштерн": игры на пиле и стиль "пьяного мастера" - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Федоров и "Крузенштерн": игры на пиле и стиль "пьяного мастера"

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы  Крузенштерн и Пароход в Петербурге
Читать ria.ru в
Лидер группы "АукцЫон" Леонид Федоров и израильская группа "Крузенштерн и Пароход" отыграли презентацию своего первого совместного альбома "Быть везде" в петербургском клубе А2.

C.-ПЕТЕРБУРГ, 8 сен — РИА Новости, Илья Григорьев. Лидер группы "АукцЫон" Леонид Федоров и израильская группа "Крузенштерн и Пароход" отыграли презентацию своего первого совместного альбома "Быть везде" в петербургском клубе А2. На выступлении коллектив сыграл на пиле и показал стиль "пьяного мастера".

Амплуа виртуоза

За свою плодотворную карьеру Леонид Федоров выпустил невероятное количество альбомов при участии самых необычных инструменталистов. Общего у всех этих пластинок не так уж много, пожалуй, только вокал и необычная поэзия. Музыка же от записи к записи создает для стихов настолько неожиданные декорации, что Федорова можно смело назвать самым отчаянным на эксперименты музыкантом в России. При этом не теряющим русской идентичности.

Второй подобный пример — группировка "Ленинград", которая стала одним из главных русских брендов на западных рок-фестивалях. Но и к ее формированию в ранние годы приложил руку лидер группы "АукцЫон".

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы Крузенштерн и Пароход в Петербурге

Первый петербургский концерт Федорова с музыкантами из израильского авангардного коллектива "Крузенштерн и Пароход" стал презентацией нового альбома "Быть везде", выпущенного на "Яндекс.Музыке" за несколько дней до выступления. Эта запись стала для Федорова одним из немногих за долгое время альбомов, которые он записал без участия контрабасиста Владимира Волкова. Но главное ее отличие от других — в том, что на этой записи Федоров, наверное, впервые предстает еще и виртуозным гитаристом. Хотя вряд ли у кого-то из знатоков его творчества возникали в этом сомнения.

Просто раньше звук его знаменитого шестидесятилетнего Fender Jaguar (модель электрогитары, разработанная в 1962 году — прим.ред.) терялся в обильных духовых инструментах, свойственных "АукцЫону". Или скипетр гитарного лидерства отдавался другим музыкантам, вроде знаменитого джазового гитариста Марка Рибо, записавшего с Федоровым альбом "Разинримилев" на палиндром-поэму Велимира Хлебникова "Разин".

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы Крузенштерн и Пароход в Петербурге

Большинство текстов к новой пластинке написал согруппник Леонида Федорова по "АукцЫону" Дмитрий Озерский, отвечающий в коллективе за клавишные. На презентации он был единственным музыкантом, кто когда-либо ранее выступал с Федоровым на одной сцене.

Рок и робкое шевеление

Начался концерт с песни "Я расскажу тебе", значившейся под первым номером на новом альбоме. Бешеный ритм, ломаные партии и мощный гитарный звук привели аудиторию в некоторое замешательство.

Дело в том, что выступления "АукцЫона" часто производят впечатления табора сербских цыган, которые, вычитав где-то идею балета "Весна священная", пытаются совершить обряд вызова весны. Все это непохоже на классического Федорова, создававшего акустические эксперименты, очень камерные и интимные. Но новый Федоров — это жесткие гитарные рок-запилы и рваные ритмические рисунки ударных и мощного баса.

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы Крузенштерн и Пароход в Петербурге

Попытка сделать столь же бескомпромиссный рок-альбом несколько лет назад была предпринята Сергеем Шнуровым, собравшим группу "Рубль". Но, в отличие от социально озабоченного лидера "Ленинграда", Федоров не цепляется за повседневное, выражая то, что будет близко людям, находящихся в самых разных условиях.

Шесть первых песен группа отыграла по очередности нового альбома, но уже ко второй композиции "Скажи" стало очевидно, что концертная версия Федорова-гитариста отличается от Федорова в студии. Большинство хитовых партий и лейтмотивов легли на плечи сессионного гитариста, лидер же коллектива все больше вдавался в эксперименты со звукоизвлечением, "квакая" или пуская протяжные ноты с долгим эхом.

На композиции "День" басист и лидер группы "Крузенштерн и Пароход" Игорь Крутоголов отложил гитару и взялся за пилу, смычком извлекая из нее звук, схожий с электрофоном (монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент — прим.ред.). Во время исполнения "О том, что я" он встал за микрофон и, подобно Билли Новику из Billy's Band, прохрипел текст песни на, вероятно, выдуманном языке.

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы Крузенштерн и Пароход в Петербурге

После этого коллектив взял паузу в презентации новой пластинки и исполнил две песни "АукцЫона". Композиция "Ждать" силами нового коллектива по звуку местами напоминала нью-йоркский хардкор середины девяностых, плавно приобретающий хаотичную мощь гаражного рока. Публика под знакомые аккорды начала робкое шевеление, которое Крутологов всячески пытался обострить, подбадривая зал взмахами рук.

Дурашливый текст траурной церемонии

Разномастная публика, явно в большинстве своем не успевшая за несколько дней познакомиться с новым материалом, по привычке внимательно вслушивалась в слова и гитарные пассажи. От живого классика музыкального аванграда даже на настоящем рок-концерте все так же смиренно ждали интеллектуального катарсиса. Леонид Федоров, в начале каждой песни крепко стоящий на ногах, к концу композиций превращался в человека, будто бы хорошо отметившего выходные. "Пьяный мастер", — выкрикнул кто-то в зале в конце очередного номера "АукцЫона", а Федоров, выйдя из образа, выпрямил осанку.

© РИА Новости / Илья ГригорьевКонцерт Федорова и группы "Крузенштерн и Пароход" в Петербурге
Концерт Федорова и группы  Крузенштерн и Пароход в Петербурге

После группа вернулась к новому материалу, отыграв три последние песни альбома "Быть везде". На последней из них, названной "Ангел", Игорь Крутоголов вновь взялся за пилу и смычок, а Леонид Федоров положил на колени гавайскую гитару, на которой обычно играют металлической трубкой, чтобы звук от ноты к ноте переходил плавно. Ритмичная мантра с почти детским текстом — "В городе, в поселке, в снегопадом шелке, шло по улице окно с ангелом на елке" — погрузила зал в диссонанс эмоций. Дурашливый текст звучал, как молитва священнослужителя на траурной церемонии, все сильнее загибалась пила, а удары барабанщика становились более гулкими и объемными.

Группа два раза выходила на бис с песнями "АукцЫона", но звучавшими кардинально иначе, нежели в оригинале. А люди, несмотря на то, что альбом "Быть везде" — одна из немногих записей Федорова, которые можно найти в интернете, потянулись к лотку за свежими, пахнущими типографией дисками. Немногочисленным скептикам в очереди кто-то цитировал строчку Бориса Гребенщикова: "И пускай мои слова неясны, в этом мало моей вины".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала