Астрономы выяснили, что Солнце "перемалывает" околоземные астероиды

Так художник представил себе астероид, раздробленный Солнцем на пылинки
Астрономы выяснили, подсчитывая число околоземных астероидов и сравнивая их численность с предсказаниями теории, что Солнце должно периодически "перемалывать" подобные объекты, когда они слишком близко подлетают к светилу.

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости. Неожиданное небольшое число астероидов в околоземном космосе объясняется тем, что Солнце постоянно "перемалывает" приближающиеся к нему астероиды, превращая их в набор мелких частиц, в последствии формирующих яркие метеорные потоки в ночном небе Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Открытие того, что астероиды разрушаются при слишком тесном сближении с Солнцем, было настолько удивительным для нас, что мы провели очень долгое время, проверяя и перепроверяя наши расчеты", — заявил Роберт Йедике (Robert Jedicke) из университета Гавайских островов в Гонолулу (США).

Йедике и его коллеги пришли к такому выводу, сопоставляя карты астероидов, составленные по данным из каталога околоземных объектов, собранные в рамках проекта Catalina Sky Survey, с тем, что предсказывают модели устройства Солнечной системы.

Как показало это сравнение, число известных нам околоземных и околосолнечных астероидов является чрезмерно малым – на самом деле, если верить компьютерным моделям внутренней части Солнечной системы, их должно быть примерно в 10 раз больше.

Пытаясь объяснить эту таинственную пропажу астероидов, ученые проследили за движением нескольких околоземных небесных тел по орбитам в этой модели, пытаясь раскрыть орбитальные механизмы, которые бы "катапультировали" лишние малые планеты из окрестностей орбит Меркурия, Земли и Венеры, или каким-то другим образом очищали эту часть Солнечной системы от "небесных камней".

Эти расчеты привели к неожиданным результатам – оказалось, что главным "чистильщиком" внутренних регионов Солнечной системы выступает само Солнце, периодически разрушающее астероиды, подлетающие к нему на расстояние ближе, чем в 10-15 радиусов светила.

До этого ученые считали, что Солнце не способно прогреть астероиды, сближающиеся с ним, до достаточно высоких температур, которые бы привели к их испарению или каким-то другим формам разрушения. Как выяснили Йедике и его коллеги, разрушение астероидов идет иным путем, суть которого еще предстоит прояснить.

Астероиды семейства Евфросины
Астрономы нашли семью околоземных "астероидов-изгоев" и их прародителя

По мнению самих астрономов, этот процесс может происходить следующим образом: когда астероид приближается к Солнцу, его поверхность может начинать покрываться трещинами и раскалываться на небольшие сегменты, пылинки из которых "выбиваются" и уносятся солнечным ветром и фотонами света.

Другой вариант распада этих астероидов заключается в том, что испарение газов внутри них и давление света может заставить их раскрутиться до очень высоких скоростей, в результате чего небесное тело просто дезинтегрируется на мелкие фрагменты под действием центробежных сил. В пользу этого говорит существование различных метеорных потоков вокруг Солнца, которые периодически освещают ночное небо Земли в определенные дни и недели года.

Снимки, полученные телескопом Аресибо. Каждый «астероид» составлен из фотографий, снятых на протяжении 10 оборотов 1999 FN53 вокруг его оси
Ученые получили снимки астероида, пролетевшего мимо Земли в пятницу

С другой стороны, как показывают данные с телескопа WISE, процесс распада астероидов с разной яркостью поверхности будет отличаться, как по механизму, так и по расстоянию, на котором он происходит – к примеру, более темные небесные тела должны разваливаться раньше, чем более светлые, что говорит в пользу первого сценария. В любом случае, и тот и другой вариант распада показывают, что жизнь околоземного астероида скоротечна – в среднем, он должен прожить не более 250 лет.

Увидеть подобный распад, как считают ученые, мы сможем очень скоро – астероид 2006 HY51 сегодня очень близко подлетает к Солнцу, сближаясь на расстояние в 17 радиусов светила. Другой жертвой Солнца может стать крупный пятикилометровый околоземный астероид Фаэтон, подлетающий всего на 20 миллионов километров к Солнцу, на поверхности которого планетологи недавно нашли следы разрушений. Йедике и его коллеги планируют в ближайшее время вести наблюдения за этими объектами, проверяя свои выкладки.

• Владимир Дзювин, "... Вода на орбите Земли (t больше 0 С)..." - Да ладно! А ничего, что уже на 11 километрах температура в районе -60 С? Как она может быть выше нуля на орбите???
    18.02.2016
  • Вся премудростию сотворил еси!
    17.02.2016
  • Вся премудростию сотворил еси!
    17.02.2016
  • Наиболее вероятен другой механизм распада. Вращающиеся по эллипсу вокруг светила астероиды пропитаны водой, испаряющейся с поверхности планет, комет, водяных спутников с гейзерами... Вода на орбите Земли (t больше 0 С) свободно смачивает поверхность астероидов, проникая в щели, а удаляясь к орбите Марса замерзает и разрывает застывший астероид на части. Солнышко просто расплавит лёд, нагревая разрушившуюся поверхность твёрдого тела, а вращение глыбы своими центробежными силами разбрасывает осколки по С.системе.
    Это тоже самое, что на Энцеладе: замерзающая вода разрывает спутник изнутри, покрывая его серией трещин и выливаясь на поверхность гейзерами. Прекращение их действия в последние месяцы может взорвать спутник.
    18.02.2016
  • Stilet155, здравствуйте. Значит, по-вашему у комет нет хвоста? Или на Энцеладе нет воды, гейзеров... Прочитайте закон Кирхгофа для излучения: оно равновесное, т.е. его энергия = энергии молекул тела. Земля имеет температуру, близкую к 0С из-за равенства прямого и обратного тепловых потоков при данной температуре- это тепловое равновесие. Для комет и астероидов, не имеющих "воздушной шубы" 0С зависит от альбедо и от угловой скорости вращения, поэтому наблюдается контраст температуры на поверхности тела. Капля замерзающей воды увеличивает свой объём на 10% и разрывает асфальт, бетон, кирпичи... Она великолепно смачивает поверхность тела, проникая в его поры и, замерзая, расширяется: так же, как колун по правилу рычага, рвёт камень на части.
    18.02.2016
  • Владимир Дзювин, ну есть у них хвост. Мой вопрос про другое. Вы утверждаете, что температура воды на орбите Земли больше ноля по Цельсию(ведь "0 С" в Вашем комментарии, это ноль по Цельсию.? Потому, что ноль по Кельвину пишется "0 К"), и я прошу Вас этот момент разъяснить.
    18.02.2016