МОСКВА, 3 июл – РИА Новости. Некоторые мыши парадоксальным образом не боятся кошек и часто становятся их жертвами из-за случайности – когда они кормятся молоком матери, они вдыхают феромоны мочи хищника, привыкают к нему и считают его не сигналом опасности, а запахом "дома", рассказали российские биологи, выступавшие на конференции Общества экспериментальной биологии в Праге.
"Мы знали, что запах кошек влияет на то, как размножаются мыши. К примеру, молекула под названием лево-фелинин, ключевой компонент мочи "мурок", заставляет в некоторых случаях самок отказываться от размножения, а в других – заметно уменьшать размеры помета", — объясняет Вера Вознесенская из Института проблем экологии и эволюции имени Северцова в Москве.
В последние годы ученые раскрыли несколько странностей в поведении многих мышей, которые делают их крайне уязвимыми для нападений кошек. Как показали эксперименты, проведенные в начале 2010 годов, одной из причин этого было заражение кошачьим паразитом токсоплазмой, который "взламывал" их мозг, заставлял грызуна забыть запах кошки и делал его бесстрашным перед лицом хищника.
Вознесенская и ее коллеги нашли еще один механизм, который может объяснять "суицидальные склонности" мышей, наблюдая за жизнью нескольких семей грызунов, в которых росли новорожденные мышата.
В одну из клеток, где жили мыши-матери и их потомство, ученые периодически помещали емкость с феромонами, извлеченными из выделений кошек, а жители другого вольера росли в полной изоляции.
Когда мышата выросли, ученые выпустили их в комнату, где присутствовали кошки-"добровольцы", и проследили за тем, как грызуны реагировали на их запах и вид. Сравнив проведение мышей из этих популяций, российские биологи нашли объяснение удивительному бесстрашию мышей, которое оказалось парадоксально простым.
"Так как юные мышата питались молоком матери в то время, когда мы их подвергали действию запаха кошки, они воспринимали его не в качестве сигнала опасности, а в качестве положительного сигнала. Поэтому они не пытались спастись и убежать от кошки, когда они встречались с ней во взрослой жизни", — продолжает Вознесенская.
По ее словам, данная реакция была исключительно психологическим феноменом – несмотря на видимое отсутствие страха, организм грызуна все же реагировал на феромоны кошки и впадал в стол же сильное стрессовое состояние, как и мыши, которые росли в изоляции от запахов кошачьих. Таким образом, бесстрашие мышей может объясняться не только присутствием паразита, но и абсолютно случайным фактором из их детства.