Поповкин обещает дать жилье специалистам ЦПК и помочь партнерам по МКС - РИА Новости, 30.03.2012

Поповкин обещает дать жилье специалистам ЦПК и помочь партнерам по МКС

© РИА Новости / Артем Житенев | Перейти в медиабанкРуководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин
Руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин

МОСКВА, 30 мар - РИА Новости. Кадровая реформа в руководстве предприятий космической индустрии РФ, обеспечение ее специалистов жильем и достойной зарплатой, готовность России участвовать в разных международных проектах - как пилотируемых, так и беспилотных, а также судьба проектов, выполняемых Роскосмосом с партнерами по СНГ, стали одними из главных тем беседы руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина с журналистами.

Необходимость реформы

Решение о разделении на предприятиях российской ракетно-космической индустрии должностей гендиректора и генконструктора, обнародованное в среду, необходимо для улучшения качества продукции отрасли, заявил Поповкин.

"Мы это (разделение должностей) хотим сделать для того, чтобы повысить качество производимой продукции. Жизнь показала, что это надо делать", - пояснил он, добавив, что совмещение должностей генерального директора и генерального конструктора было оправдано в конце 1990-х годов, когда "(в отрасли) была нехватка средств".

По словам Поповкина, список кадрового резерва готовился долго, но все кандидатуры, согласованы с руководством предприятий. В первую очередь перемены коснутся отстающих предприятий отрасли. "Там, где не справляются, где мы видим кучу срывов, кучу проблем при проектировании, там мы будем решать в пожарном порядке", - отметил руководитель Роскосмоса.

Поповкин не уточнил, на каких предприятиях в ближайшее время произойдут такие изменения, но высказал мнение, что во второй половине 2013 года реформа будет завершена.

Глава Роскосмоса отметил важность оценки необходимости разделения руководящих должностей в том или ином случае, чтобы не ухудшить работу предприятий.

"Это индивидуальный процесс по каждому предприятию", - подчеркнул он.

Поповкин не исключил возможности того, что две разделенные должности продолжит занимать один и тот же человек, но зарплату он будет получать только за работу на какой-либо одной должности.

Жилье, зарплаты, кадры

Руководитель агентства признал, что с решением вопроса обеспечения жильем военнослужащих, переходящих на гражданскую службу в подмосковный Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина, были небольшие сбои.

"На сегодня существует рабочая группа из специалистов ЦПК и конкретных специалистов Минобороны, которые решают этот вопрос. Мы до июня месяца включительно квартирный вопрос закроем", - сказал Поповкин.

"Жилье будет выделяться в непосредственной близости от ЦПК - в Щелково или Звездном городке, другие населенные пункты Роскосмос не устраивают, потому что мы тогда потеряем специалистов", подчеркнул глава ведомства.

Что касается средних зарплат в целом по отрасли, то космическое агентство намерено в этом году повысить ее в 1,3 раза, до 40 тысяч рублей, и считает эту задачу выполнимой.

По словам Поповкина, в настоящее время в космической отрасли хороший гражданский специалист получает зарплату 28-30 тысяч рублей, средняя зарплата военных составляет 50 тысяч рублей, а люди с "таким же уровнем знаний, как конструктор или инженер" имеют оклад, близкий к 100 тысячам рублей.

"Это тоже неправильно, мы ставим вопрос о том, что необходимо выравнивать эти оклады", - добавил Поповкин.

Он отметил, что Роскосмос направил в Министерство финансов РФ просьбу о дополнительном выделении 300 сотен миллионов рублей на зарплаты ведущим специалистам ЦПК, чтобы удержать их в отрасли, но этот вопрос пока не решен.

Поповкин подчеркнул важность не только сохранения кадрового потенциала ракетно-космической индустрии, но и подготовки молодых специалистов, которая сейчас оставляет желать много лучшего.

"Я вижу, какие люди приходят сейчас в отрасль. Я беседую с выпускниками. Там знаний на порядок меньше, чем мы выпускались", - сказал Поповкин.

Он отметил, что молодые специалисты, приходящие в отрасль, зачастую не знают основ высшей математики, и добавил, что сейчас создается консорциум вузов, готовящих специалистов для космической отрасли, студенты которых в ходе учебы могли бы знакомиться с особенностями работы космической отрасли.

Помощь коллегам

Поповкин сообщил, что Россия готова предоставить опыт своей космической медицины для послеполетной реабилитации космонавтов из стран-партнеров РФ по Международной космической станции после длительных, в 9-12 месяцев, экспедиций на станцию.

"Мы знаем, как космонавтов реабилитировать (после долгих полетов). Для европейцев и американцев эта проблема стоит посильнее, у них нет этого опыта. И поэтому мы ... готовы выложить все, что мы знаем, помочь, может быть, изменить реабилитационный период (иностранных) космонавтов", - сказал Поповкин.

Он пояснил, что сейчас зарубежные космонавты сразу после посадки на землю уезжают в свои страны.

"После такой посадки даже (авиа) перелет - проблема. Может быть, две-три недели первые - прилететь сюда (в РФ), и здесь (проходить реабилитацию)", - сказал глава Роскосмоса.

По словам Поповкина, удлинение сроков полетов на МКС "снизит нагрузку на пилотируемую тематику (для России)", что позволит решать другие задачи, стоящие перед российской космической отраслью.

Что касается еще более долгих пилотируемых полетов, например на Марс, то Россия и здесь будет активно сотрудничать со своими партнерами в части имитации на МКС такого вояжа; эксперимент, подобный "Марсу-500", можно будет провести на МКС в 2017-2018 годах, сказал Поповкин.

Он отметил, что Роскосмос договорился с НАСА и Европейским космическим агентством о начале подготовки такого эксперимента.

Руководитель Роскосмоса сообщил журналистам, что резервные корабли для экстренной доставки на МКС космонавтов или грузов будут готовы к концу будущего года.

Поповкин также пообещал сделать все от него зависящее, чтобы запуск многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) "Наука" к Международной космической станции состоялся по графику, в 2013 году.

Вопрос о "Фобосе" и соглашение по "ЭкзоМарсу"

Проект "Фобос-Грунт" может быть повторен только в том случае, если он сможет дать действительно ценные научные данные, которые будут актуальны ко времени возможного осуществления этой миссии, считает Поповкин.

"Мы сегодня... просим их (ученых) еще раз на Совете РАН по космосу посмотреть актуальность. Ведь про "Фобос-Грунт" говорили, что это актуально в 2000 году. Это в 2018 году (будет) актуально? Мы очень много узнали о Фобосе с помощью различных методов. Он (проект повторной миссии) может быть нужен, но тогда нас спросят, в каком виде, что мы еще не познали", - сказал Поповкин.

Он отметил, что у академических институтов есть материальная заинтересованность в новом проекте, но при принятии решения им руководствоваться нельзя.

Глава Роскосмоса добавил, что если решение по "Фобосу" будет принято, то на программу будут выделены существенные средства - около 18% от общей суммы расходов по Федеральной космической программе.

Вместе с тем, соглашение об участии России в европейском марсианском проекте "ЭкзоМарс" (ExoMars) может быть подписано до конца лета.

Официальное решение об участии России в этом проекте не принято: необходимо, чтобы руководство Европейского космического агентства официально высказалось об условиях, выдвинутых российской стороной, а затем свое разрешение дало правительство РФ. Только после этого может быть подписано соглашение, сказал Поповкин.

По словам главы Роскосмоса, Россия считает важными три условия: ракета-носитель будет учитываться как российский взнос в проект, российская сторона поставит на аппараты научную аппаратуру взамен "ушедшей" американской, и третье - все научные результаты будут интеллектуальной собственностью и Европейского космического агентства, и Российской академии наук.

Поповкин отметил, что часть расходов российской стороны на проект может быть покрыта за счет страховки от "Фобос-Грунта": Роскосмос должен получить 1,2 миллиарда рублей в качестве страховых выплат за потерю этой автоматической межпланетной станции.

Судьба "Байтерека" и "Днепра"

Поповкин коснулся судьбы двух проектов, выполняемых Роскосмосом совместно с партнерами по СНГ - строительства на космодроме Байконур комплекса "Байтерек" для запуска ракет-носителей "Ангара" и реализации с вместе с Украиной конверсионной программы "Днепр".

Глава Роскосмоса подчеркнул, что Россия заинтересована в строительстве "Байтерека", потому что космодром Плесецк, где тоже строится площадка для "Ангары", не позволяет обеспечивать вывод тяжелых спутников на геостационарную орбиту. Если вопрос с совместным проектом не будет решен, Россия будет вынуждена прибегнуть к альтернативному варианту - строительству площадки для "Ангары" на Восточном.

Многое, если не все, в решении по строительству "Байтерека" будет связано с его финансированием.

"Мы подсчитали, провели технико-экономическое обоснование... это стоит 1 миллиард 600 миллионов долларов. Эта цифра вполне обоснованная, потому что мы такой же комплекс создали в Плесецке... В соответствии с соглашением, плату должна делать казахская сторона", - пояснил глава Роскосмоса.

По его словам, пока казахстанская сторона не дала ответа по финансовым вопросам. "Они пока молчат. Но мы тоже до бесконечности ждать не можем. Мы можем ждать, честно говоря, до начала летных испытаний "Ангары", - сказал Поповкин.

В свою очередь, заместитель председателя Казкосмоса Мейрбек Молдабеков сообщил РИА Новости, что Россия не дала официальный ответ на запрос Казахстана о намерении строить ракетный космический комплекс для "Ангары" на космодроме Восточном.

"Могу однозначно твердо сказать: если российская сторона будет строить ракетный космический комплекс на базе ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Восточный, то Казахстану нет смысла строить РКК "Байтерек" на базе "Ангары" на космодроме Байконур", - подчеркнул он.

А судьба российско-украинской конверсионной программы "Днепр", предусматривающей использование снятых с боевого дежурства межконтинентальных ракет для запуска спутников, зависит от позиции Минобороны РФ, отметил Поповкин.

Он добавил, что Россия готова оказать Украине любые услуги по этой программе, "но при одном условии - если решится вопрос по выделению ракет, которые находятся в запасе у министерства обороны (РФ)".