На борту Curiosity проведено первое включение российского детектора

Работа Curiosity на Марсе (136)
Марсоход Curiosity в полете и на Марсе

МОСКВА, 20 мар - РИА Новости. Первое включение российского нейтронного детектора ДАН было проведено 17 марта на борту американского марсохода Curiosity на его пути к Марсу, сообщила во вторник пресс-служба российского Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), где разрабатывался детектор.

Зонд Curiosity стартовал с космодрома на мысе Канаверал 26 ноября 2011 года и должен добраться до Марса в августе 2012 года. Через три дня после старта, 29 ноября, при включении датчика звездной ориентации, компьютер аппарата самопроизвольно перезагрузился. Российский нейтронный детектор ДАН, который отправился на Марс вместе с Curiosity, поможет ученым узнать, как на планете протекали гидрологические процессы и менялось содержание воды в разные геологические эпохи.

"Семнадцатого марта в 03.24 мск с борта научно-исследовательской межпланетной автоматической станции НАСА "Марсианская научная лаборатория" (Mars Science Laboratory, MSL) была получена первая телеметрическая и научная информация с российского прибора ДАН. Станция находилась на расстоянии от Земли около 62 миллионов километров на межпланетной орбите полета к Марсу", - говорится в сообщении.

Первое включение прибора ДАН прошло успешно, прибор работал в течение одного часа без замечаний и был штатно выключен по команде. Температура прибора на момент включения составляла плюс 20 градусов Цельсия. Научные и телеметрические данные поступили в ИКИ на обработку, сообщает пресс-служба института.

Прибор ДАН включает в себя импульсный нейтронный генератор ДАН-ИНГ для облучения приповерхностного слоя планеты нейтронами высоких энергий, которые замедляются в веществе и образуют поток вторичного нейтронного излучения. Этот поток зависит от состава вещества поверхности. Вторым компонентом прибора является блок ДАН-ДЭ, который обеспечивает измерения вторичных нейтронов и управление всем прибором.

"На трассе перелета было выполнено включение блока ДАН-ДЭ, а первое включение генератора ДАН-ИНГ произойдет только после посадки космического аппарата на поверхность Марса", - говорится в сообщении.

Миссия Curiosity

Основная цель проекта MSL состоит в изучении состава вещества в кратере Гейла для проверки гипотезы о возможности существования на раннем или современном Марсе примитивных форм жизни. Российский прибор ДАН предназначен для измерений вдоль трассы движения марсохода содержания в веществе воды и водородосодержащих соединений. Такие измерения позволят определить наиболее интересные районы для детальных исследований состава вещества научными приборами марсохода.

Участие России в проекте MSL определено исполнительным соглашением между НАСА и Роскосмосом, по заказу которого в ИКИ был создан прибор ДАН. В разработке и изготовлении научной аппаратуры ДАН и подготовке космического эксперимента участвовали Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова, Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН и Объединенный институт ядерных исследований (Дубна).

Эксперимент ДАН на борту Curiosity будет проводиться с участием ученых и специалистов из Лаборатории реактивного движения НАСА (Jet Propulsion Laboratory, США) и университетов США.

Новый марсоход пойдет несколько дальше стратегии "следуй за водой", которая используется в последних миссиях по исследованию Марса. Помимо воды, приборы на его борту позволят обнаружить органические вещества - "строительные блоки" жизни.

Детектор ДАН облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода. Если в грунте много водорода, нейтроны активно поглощаются им, и на нейтронной карте возникают "темные области", которые с высокой долей уверенности можно интерпретировать как присутствие зоны с большим количеством воды или гидратированных минералов.

В настоящее время большинство ученых сходятся в том, что еще около 4 миллиардов лет назад климат на Марсе был более теплым и влажным, и на поверхности присутствовала жидкая вода. Исследования Марса с помощью нейтронного прибора ХЕНД, установленного на борту зонда "Марс-Одиссей", показали, что в высоких широтах планеты присутствует большое количество льда - толстый слой вечной мерзлоты.

Детектор ДАН может определить присутствие воды в грунте при ее содержании в доли процента. При этом район кратера Гейла, по данным ХЕНДа, попадает в область с содержанием воды в грунте от 5% до 6,5% массы.