Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Восьмая колонна. Кто и как возит гуманитарную помощь на Донбасс

/
Вера Костамо проехала вместе с колонной грузовиков, везущих гуманитарную помощь на юго-восток Украины.

Вера Костамо, МИА "Россия сегодня", Москва-Донецк-Москва

— Пятнадцатый?

— Готов!

— Шестнадцатый?

— Готов!

— Семнадцатый?

— Семнадцатый?

— Восемнадцатый, скажи, чем занимается семнадцатый?

— Он "Тосол" заливает.

Все 54 грузовика и машины сопровождения, идущие в Донбасс из подмосковного Ногинска, имеют свои номера и позывные. Подчинение — строго командиру гуманитарной колонны, именно его голос будут слышать водители сутки напролет. Приказы выполняются беспрекословно: на кону слишком много — груз и здоровье людей.

По колонне. День первый

Под "Прощание славянки" и благословение батюшки из Ногинска по утреннему морозу выезжает колонна с гуманитарной помощью для жителей юго-востока Украины. Батюшка щедро кропит грузовики, водители улыбаются, кто-то крестится, каждый подставляет крутой бок машины под летящую горошинами воду.

Восьмой гуманитарный конвой для жителей Донбасса

Колонна делится пополам, в каждой по 27 машин. Уже в Ростове колонна вырастет до 107 автомобилей, собранных по всей России. Более 200 водителей-спасателей из Мурманска и Санкт-Петербурга, Ивановской, Воронежской, Ростовской, Московской и Тульской областей повезут груз в Донбасс.

Два часа колонна идет без остановок. По рации слышны только команды для водителей.

— Почему разрыв? Догоняем!

— По колонне. Внимание, обгон!

В остальном вокруг шум трассы. В десятиминутный перерыв водители выходят размять затекшие ноги, перекинуться парой слов, осмотреть машину.

— Для меня это четвертая поездка на Донбасс. И все время, что мы ездим с гуманитарной помощью на Украину, отношение к нам не меняется — всегда обещают молиться, машут вслед.

Егор Кузьминкин ведет в колонне КамАЗ под номером десять. В машине очень чисто, даже форменные ботинки стоят на тряпичном коврике.

Говорит, что прибираться в автомобиле никто не заставляет, каждый едет, как ему удобно.

— Самое главное при езде в колонне — соблюдать дистанцию и не тормозить. Звучит странно, но это так. Когда ты тормозишь, водитель, едущий сзади, видит стоп-сигналы и вынужден тормозить, нервничать. В основном мы применяем торможение двигателем. Стараемся друг друга беречь.

По словам Егора, машину он всегда готовит к дальним перегонам заранее, накануне выезда ничего не трогает.

— Посидел на дорожку — и вперед, — говорит спасатель.

Платные участки трассы "Дон" колонна пролетает без остановки.

— Количество положительных эмоций от того, что мы делаем, больше, чем отрицательных от увиденного, но к человеческому горю привыкнуть невозможно. Ком к горлу подкатывает, когда мы въезжаем в город, а люди встречают, и хорошо видно их лица.

На спальном месте кабины лежит синяя коробка сухого пайка. Он выдается на сутки каждому водителю. Внутри два вида супа: солянка и харчо, вторые блюда: курица с рисом и гречка с мясом, чай, кофе, печенье, витамины.

Суп разогреть можно за 15 минут прямо в машине без дополнительных приборов с помощью безопасного химического нагревательного элемента и пакета с технической водой. Егор сухой паек открывать не спешит — в дорогу собирала жена.

Колонна останавливается на очередной перерыв. Машины, едущие мимо, сигналят. Впереди Воронеж.

День второй. Воронеж — Ростов-на-Дону

Старший водитель-спасатель Сергей Корпало

Второй день ничем не отличается от предыдущего: ровная полоса трассы среди белых полей, треск раций, короткие остановки.

Сами водители говорят, что за много лет доставки гуманитарных грузов, алгоритм движения колонны отработан.

Сергей Корпало, старший группы, водитель-спасатель, участвовал во всех гуманитарных операциях МЧС России по доставке помощи в пострадавшие регионы Донбасса.

— Мы гордимся своей работой, тем, что можем помочь. Видим, что люди не брошены, не одиноки, понимаем, насколько мы им нужны.
Самые сложные поездки на юго-восток Украины — первая и вторая.

— Было очень тяжело психологически. Разруха, слезы, и все это так близко. Я был в Молдавии, Абхазии, Киргизии, Осетии… Нет ничего страшнее войны и ее последствий.

Сергей работает спасателем 12 лет, говорит, что специальная группа психологов ведет мониторинг сотрудников. Особенное внимание — к тем, кто вернулся после трудных миссий.

— Мы ведь не всегда только привозим груз, часто остаемся помогать. Например, так было на Дальнем Востоке. Но всегда в сложных ситуациях мы поддерживаем друг друга. Ведь если кто-то даст слабину, вся цепочка развалится, — говорит Сергей.

За много лет совместной работы спасатели знают друг о друге почти все. Дружат семьями, видят, как растут и учатся дети, живы ли родители. Вместе играют в футбол и хоккей.

— Мы в МЧС навсегда, до пенсии точно, — рассказывает спасатель. — Кто-то должен делать эту работу. Мы здесь все такие. Семья.

По словам Сергея, не сломаться и не выгореть эмоционально помогают не только коллеги и психологи, но и родные.

— Цель одна — помочь и вернуться домой. Ведь дома всегда ждут.

Донбасс. Чтобы оставаться людьми

Из Ростова-на-Дону колонна выходит рано утром. Снег пошел около двух часов ночи и продолжает закрывать плотным полотном дорогу и все вокруг.

Снегопад настолько густой, что сложно понять, что ждет впереди. Груженые машины с трудом преодолевают подъемы. Некоторые приходится вытаскивать тягачом.

— Есть ли водители, которые не видят машину, едущую впереди?— спрашивает командир колонны. — Сокращаем дистанцию.

Колонна останавливается обстучать дворники, на это дается пять минут.

В 8:30 снег все еще идет. Если выпрыгнуть из машины на остановке, то сугробы уже по колено.

Одну из машин заносит — под снегом на дороге лед. Эфир взрывается вопросами, все ли в порядке с водителями.

Все хорошо, и колонна продолжает движение. Более 60 автомобилей уйдет в Донецк, чуть больше 40 машин отправится в Луганск. В машинах больше 1200 тонн гуманитарной помощи. Только через пять часов колонна прибывает на таможню.

Таможенное оформление грузов на пункте пропуска на Матвеевом Кургане проходит быстро. Каждая фура открывается, откидывается тент и представители российской и украинской сторон осматривают груз.

Очередной грузовик подъезжает на пункт досмотра. Внутри находятся коробки с рыбными консервами. Таможенники берут лестницу, приставляют ее к борту и осматривают содержимое фуры. Внутри, до самой кабины, лежат одинаковые коробки со скумбрией. Такая же процедура ждет все машины, везущие сгущенное молоко и тушенку, стекло и кровельные материалы для восстановления социально значимых объектов Донбасса.

Проезжаем мимо заправки, мужчина и женщина чистят лопатами снег. Видят колонну и машут руками.

В следующий раз мы останавливаемся на узкой дороге напротив дома, у ворот стоит пожилой мужчина. Некоторое время он рассматривает колонну, потом подходит к водителям и предлагает свою помощь.

— Помочь чем? Вижу, что встали. Если что, я здесь подожду.

Мы въезжаем в Макеевку. Работают магазины, люди гуляют с детьми, спешат по делам. В толпе останавливается женщина, смотрит на машины и медленно закрывает ладонью рот. Поднимает руку и крестит колонну.

Почти все вывески в городе на русском. Много плакатов с агитацией: "Второе ноября — голосуем за жизнь", "Наша сила — в братстве, наша сила в независимости".

С колонной равняются белые жигули, машина ополченцев. Мужчины открывают окна, машут и улыбаются.

От Макеевки совсем недалеко до Донецка; начинаются блокпосты.

Во многих домах окна заклеены бумажными лентами или скотчем. Мы едем на склад, расположенный в центре города. Колонну встречают ополченцы, они и разгружают машины.

— Гуманитарная помощь очень нужна бабушкам и дедушкам, пенсии им давно не платят. Мы, "сепаратисты", ни на что не претендуем, — говорит один из ополченцев.

Коробки с продовольствием складываются вдоль стен большого ангара, чтобы грузовики могли беспрепятственно выехать.

Восьмой российский конвой с гуманитарной помощью прибыл в Донецк

Снег перестал, зато стали слышны звуки, похожие на раскаты грома или салют — стреляют. По словам ополченцев, здесь недалеко до линии фронта.

Один из водителей стоит рядом с почти разгруженной фурой.

— Вы знаете, зачем вы помогаете?

— Зачем? Чтобы оставаться людьми.

Через несколько часов все разгруженные машины поедут из Донецка в сторону российской границы.

Водители говорят, что люди стали возвращаться в Донецк, а во время первых конвоев улицы были пустыми.

На окраинах города разрушено 3800 зданий, это около 8-10 процентов жилого фонда Донецка. Но мы едем по центральным улицам и видим город таким, каким он был до войны.

Обратная дорога дается проще. Пустые грузовики идут легче.

Разговоры не по работе колонны в эфире запрещены, но кто-то берет рацию и выражает общее настроение.

— Чувствуется, что дом рядом. Как же хочется домой.

На одном из блокпостов мы прочитаем надпись на бетонных плитах: "Мир. Труд. Независимость".

В девятый раз

С середины августа 2014 года по 30 ноября восемь автоколонн доставили в Донбасс 10 тысяч 700 тонн груза.

По словам замначальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Олега Воронова, примерно 70% всех грузов составляют строительные материалы. На втором месте по объему идут продукты питания. Далее — медикаменты и сопутствующие товары. Весь груз распределяется между социально значимыми объектами: больницами, школами, детскими садами.

Но гуманитарный груз — это очень небольшой процент того, что необходимо на юго-востоке Украины.

"Пока помощь будет необходима, колонны продолжат ездить в Донбасс. Изначально мы планировали конвои до наступления холодов, второй срок обозначен до Нового года, а сейчас мы ориентируемся на март", — говорит Олег Воронов.

Раньше груз формировался непосредственно по запросу с Донбасса, сейчас в МЧС разработан перечень остро необходимых материалов и имущества для нуждающихся территорий. Груз формируется не столько по запросам, сколько по его максимальной востребованности в сложившейся ситуации и в данный сезон.

Следующий конвой, который по предварительным срокам уйдет в Донбасс до конца декабря, повезет не только обычный груз, но и вещи, которые приближают нас хоть и на время к мирной жизни — сладкие подарки детям.

Очерки
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.