Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Спецстрой: основные работы на пусковом минимуме Восточного завершены

Заместитель директора Спецстроя России, начальник строительства космодрома Восточный Александр Мордовец
Заместитель директора Спецстроя России, начальник строительства космодрома Восточный Александр Мордовец рассказал в интервью РИА Новости, как преодолевались сложности строительства, от какого импортного оборудования решено было отказаться и каковы результаты исков к недобросовестным субподрядчикам.

На космодроме Восточный, который строится в Амурской области, завершены основные строительные работы на объектах, обеспечивающих первый запуск. Специальная комиссия определит начало комплексных автономных испытаний, следующим этапом станут летные испытания, а это уже подготовка ракеты к старту. Заместитель директора Спецстроя России, начальник строительства космодрома Александр Мордовец рассказал в интервью РИА Новости, как преодолевались сложности строительства, от какого импортного оборудования решено было отказаться на Восточном и каковы результаты исков к недобросовестным субподрядчикам. Беседовала Елена Тимошенко.

— Александр Александрович, вы как начальник оперативного штаба, начальник строительства можете назвать дату первого запуска с космодрома Восточный?

— Говорить об этом я могу лишь с точки зрения обеспечения строительной готовности объектов космодрома. Основные общестроительные работы на объектах, обеспечивающих первый запуск ракеты-носителя, в целом завершены. То есть мы со своей стороны сделали все, чтобы первый запуск стал возможен в апреле. Сейчас завершает работу комиссия по обеспечению комплексных автономных испытаний, следующим этапом станут летные (испытания — ред.), а это уже запуск ракеты.

— Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что на построенных объектах космодрома идут полномасштабные автономные испытания технологического оборудования, ранее врио главы Федерального космического агентства Александр Иванов сообщал, что 19-20 января начнутся комплексные испытания ракеты и всего необходимого оборудования. Вы практически живете на космодроме, какие работы сейчас ведутся в монтажно-испытательном корпусе подготовки ракеты-носителя?

— Повторюсь, общестроительные работы в монтажно-испытательных корпусах технического комплекса Спецстроем выполнены, все необходимые условия для работы специалистов Роскосмоса выполнены, что, насколько мне известно, уже позволило завершить автономные испытания на техническом комплексе. Практически все готово для начала испытаний ракеты —носителя, прибывшего на космодром в октябре прошлого года. Сейчас завершаем основной этап — проводим аттестацию помещений на соответствие требуемого класса чистоты. Как только этот процесс завершится, а это уже зависит не только от нас, но и от работы комиссии, испытания могут быть начаты. Сейчас мы производим все необходимые работы для обеспечения размещения космического аппарата, который в ближайшее время прибудет на космодром.

— На стартовом комплексе на какой стадии работы? Можно сказать, что Спецстрой России уже передал этот объект Роскосмосу?

— На стартовом комплексе завершены общестроительные работы на всех 14 технологических сооружениях, за исключением чистовой отделки, которую мы уже завершаем. По ранее достигнутой договоренности с предприятиями Роскосмоса она производится после установки технологического оборудования. Под его монтаж переданы все здания и сооружения. Предприятия Спецстроя России фактически выполнили поставленную задачу, исполнив указ президента о создании космодрома Восточный — основная инфраструктура подготовлена для проведения запуска ракеты-носителя. Соответствующий доклад был направлен главе государства. Но, поясню, сдача объектов — это еще и обеспечение построенного соответствующей исполнительной документацией. Грубо говоря, идет проверка соответствия объектов техническим требованиям. Формирование исполнительной документации мы вели в новогодние праздники, процесс идет, но есть и задержки. Напомню, работы на Восточном начинались в условиях бессистемной выдачи проектно-сметной документации, всего с целью совершенствования проекта в проектно-сметную документацию было внесено около 8 тысяч изменений, государственную экспертизу проект прошел только в 2014 году.

— Государственную экспертизу проект прошел в 2014 году, а когда начались работы на космодроме?

— Строительство мы начали в конце 2012 года, тогда Спецстрой приступил к строительству автомобильных дорог, которые смогли обеспечить строительные площадки. А решение о начале строительства было принято еще в 2005 году, и, безусловно, за это время менялись технологии, приоритеты. Но, несмотря на это, сегодня в России построен самый современный космодром на Земле. На Восточном закладывались такие проектные решения, которые позволят зданиям и сооружениям, объектам инженерной инфраструктуры, автомобильным и железным дорогам служить долгое время с учетом высоких нагрузок на эксплуатацию и в сложных климатических условиях.

— Задержки с выдачей проектно-сметной документации это один момент, другой — проблемы с субподрядчиками. Регулярно поступала информация и о задержках заработной платы на стройке. Ситуация с субподрядчиками выровнялась?

— Мы, то есть предприятия Спецстроя России, ведем активную претенциозно-исковую работу. Речь идет об исках Спецстроя к недобросовестным исполнителям, они либо не выполнили работы, либо нарушили сроки, здесь уже (при задержке исполнения — ред) речь идет о штрафных санкциях.

Основной проблемный подрядчик — компания ТМК, которая получила аванс и не отработала его. Суд удовлетворил иск "Дальспецстроя" к ТМК на 3,5 миллиарда рублей. Всего нашими предприятиями подано 31 исковое заявление на сумму более 4 миллиардов рублей, удовлетворено 17 исков на сумму свыше 3,5 миллиарда рублей.

В целом мы пересмотрели подходы к работе с субподрядчиками. Сторонние организации замещаем собственными силами. Субподрядчики остаются только в части проведения специализированных и высокотехнологичных работ. В начале строительства космодрома была порочная, скажем так, система, когда кооперация доходила до шести уровней. То есть Спецстрой как генподрядчик привлекал субподрядчиков, эти компании — своих субподрядчиков, получалось до шести этапов найма, в итоге до конечного исполнителя средства не доходили, они растворялись в процессе. Нами была сокращена кооперация до двух уровней — это строго закреплено в договорах. Весь процесс сделали прозрачным, что обеспечивают механизмы казначейства, через которое осуществляются все платежи по целевому признаку. Теперь по договору субподрядчик должен определенный объем работ выполнить сам и определенный может поручить сторонней организации. И этот принцип у нас теперь работает не только на космодроме.

Преимущество Спецстроя России — военизированный подход к организации работ, что дает возможность оперативно передислоцировать силы и средства на объекты, требующие повышенного внимания. Такой подход был применен на Восточном в период поступления большого объема проектно-сметной документации и открытия масштабного фронта работ. За считанные месяцы была мобилизована более чем 1,5-тысячная группировка спецстроевцев со всей страны. В Спецстрое есть весь необходимый ресурс для выполнения подобных задач. Сегодня задержек заработной платы среди строителей космодрома нет, и этот вопрос мы держим на постоянном контроле.

— Теперь, вооружившись этим принципом двухступенчатой кооперации, когда закончены работы на объектах пускового минимума, чем будут заниматься специалисты "Спецстроя"?

— Мы организовываем работы на объектах, не участвующих в первом запуске ракеты-носителя. Это комплекс хранения компонентов ракетного топлива, вторая очередь промышленной строительно- эксплуатационной базы, метеобазы, строительство объектов жилищного фонда. С объектов мы не уходим и продолжаем решать все возникающие вопросы вместе с ЦЭНКИ. Например, сейчас ведем пуско-наладочные работы по системе автоматизации, диспетчеризации и связи.

— Как я понимаю, строительство второго старта под "Ангару" не началось?

— Не начато, более того, Спецстрою России не поступало поручений о начале работ. Право вести строительство следующих стартовых столов будет разыгрываться на открытых конкурсах, и я считаю, что Спецстрой России имеет здесь неоспоримое преимущество. Нами сформирован значительный производственный потенциал в условиях глухой тайги: организовано собственное производство строительных материалов, оборудована инфраструктура для проживания группировки строителей, превышающей 10 тысяч человек, сформирован парк техники, способной решать многопрофильные задачи. На мой взгляд, было бы целесообразно начать строительство второго старта уже в ближайшее время. Но эти работы должны начинаться в условиях опережающей разработки и утверждения проектно-сметной документации. Рабочая и сметная документация должны выдаваться одновременно, в документах должны отражаться реальные условия строительства, сложности конструкций и систем.

— Такой момент, как импортозамещение, тоже должен быть прописан в проектах и сметах?

— Вопросы импортозамещения остро встали при поставках инженерного оборудования. Неоднократно в представленной строителям проектно-сметной документации обозначались конкретные производители того или иного, как правило, уникального зарубежного оборудования. Проектом предусматривалось установка оборудования в основном немецкого и французского производства. В основном оно было заменено на оборудование из КНР.

Полностью отказаться от импортного оборудования на космодроме не получится, в некоторых случаях российских аналогов пока просто нет. Мы отказались от оборудования тех стран, которые ввели санкции в отношении России, используем оборудование из доступных к импорту стран. Например, системы связи из Нидерландов, вентиляционные системы и холодильное оборудование.

Тем не менее задачи импортозамещения мы решаем. В Спецстрое функционирует научно-технический совет, при участии которого осуществляется подбор аналогов и возможности замещения продукции. В частности, успешно решили задачу по замещению финской запорной арматуры, предназначенной для перекрытия потока сред. Сегодня армирование инженерных сетей водопроводов, тепло- и водоснабжения, водоотведение выполнено с использованием российских аналогов.

На финальных этапах мы сосредоточились и на логистике. Стало очевидно, что не все поставщики исполняют в срок свои обязательства.

Подведомственные предприятия Спецстроя фактически в режиме реального времени стали контролировать производство, поставку оборудования, а также движение грузов, в том числе авиаперевозки.

Интервью

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.