Рейтинг@Mail.ru
Владимир Кехман: Михайловский должен быть творческой лабораторией - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Владимир Кехман: Михайловский должен быть творческой лабораторией

© Фото : Михайловский театрВладимир Кехман, директор Михайловского театра
Владимир Кехман, директор Михайловского театра
Читать ria.ru в
В преддверии юбилея Михайловского генеральный директор театра Владимир Кехман рассказал РИА Новости о грядущей реконструкции, о том, зачем театру три "Евгения Онегина", а также что будет делать на праздновании Сергей Шнуров.

Михайловский театр в Санкт-Петербурге готовится отпраздновать 180-летие. Круглую дату отметят грандиозным гала-концертом 27 октября. В нем зрителям представят самые яркие моменты истории театра, открывшегося 8 ноября 1833 года года в присутствии Николая I и императорской семьи. Поздравлять театр будут приглашенные звезды, чьи имена держатся в секрете, и артисты собственной труппы. В преддверии юбилея генеральный директор Михайловского Владимир Кехман, занимающий эту должность с мая 2007 года, рассказал РИА Новости о грядущей реконструкции, о том, для чего театру три "Евгения Онегина", о предстоящем сотрудничестве с Дмитрием Черняковым и о том, какое участие в юбилейных торжествах примет лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Беседовала Елена Чишковская.

Владимир Абрамович, для вас это уже второй юбилей Михайловского театра. Пять лет назад вы, тогда новый директор, ужасно сердились, когда кто-то по старинке называл театр МАЛЕГОТом (Ленинградский академический Малый оперный театр – РИА Новости). Ничего общего с прошлым вы иметь не желали, зато было множество идей, как вдохнуть в театр новую жизнь. С каким посылом встречаете новый юбилей?

— Наверное, самое главное, чего мы достигли за прошедшие годы, это что Михайловский театр получил абсолютную известность в России и в мире, а по финансовым и творческим показателям занял позицию самого успешного театра в Петербурге. И сегодня важно укреплять положение, которого мы достигли, не снижать заданной планки. Те традиции, которые раньше меня раздражали, сейчас радуют и удивляют, я ими горжусь. Слово "МАЛЕГОТ" не вызывает никакого отторжения. Наоборот, оно во многом определяет стратегию дальнейшего развития. Этот театр должен быть тем, чем он когда-то был — творческой лабораторией, поэтому в нем и появилось молодое амбициозное руководство. (С 1 января 2012 года должность музыкального руководителя и главного дирижера занял маэстро Михаил Татарников, а летом этого года оперную труппу возглавил 30-летний режиссер Василий Бархатов — РИА Новости). Я надеюсь, мы будем представлять нашей публике очень интересные проекты. Но на повестке еще один важнейший вопрос — реконструкция. Потому что мы последний театр в Петербурге, у которого нет современного сценического комплекса. Все театры в городе — драматические и музыкальные — были обновлены. Без этого развиваться дальше мы не можем: нужен современный свет, технологичная сцена, мы должны серьезно усилить все, что связано с видеопроекциями. Важнейший элемент — наш оркестр, который хочет давать концерты, а перекрывание ямы, выравнивание пола сейчас очень сложный процесс. У нас огромное количество ограничений, которые не позволяют работать с мировыми лидерами оперы и балета, воплощать инновационные идеи.

Когда планируете провести реконструкцию?

— Готовится техническое задание для проектирования, мы обсуждаем проект с городом. В 2015 году закупим все оборудование и сделаем необходимые исследования, а в 2016-м за девять месяцев, пока труппа будет гастролировать и выступать на других площадках, быстро и очень недорого сделаем новый сценический комплекс, который будет одним из самых современных в Петербурге и Европе. Я хочу стать примером того, как это делается — в короткие сроки, за очень небольшие деньги. И при этом очень качественно.

А на вторую сцену не замахиваетесь?

— Пока нет. Это будет уже следующий этап, и это уже другие деньги. Но мы, безусловно, очень нуждаемся в дополнительных репетиционных помещениях, которых у нас крайне мало. Мы вынуждены ограничивать количество спектаклей, потому что не можем организовать репетиционный процесс без малой сцены. Мы даем 220 спектаклей в год, а интерес, который сегодня есть к театру, гораздо выше. Поэтому же мы пока не можем поехать на гастроли — тогда спектаклей здесь будет и того меньше и мы будем не в состоянии компенсировать бюджет. А чтобы театр знали, мы обязаны ездить — и по России, и на традиционные западные рынки, такие как Англия и Америка. Сейчас мы как раз планируем поездку нашего балета в Нью-Йорк в ноябре следующего года — после перерыва в несколько десятилетий. Везем туда "Ромео и Джульетту" Начо Дуато, "Дон Кихота", "Пламя Парижа" и нашу знаменитую "Жизель" Никиты Долгушина. Это очень амбициозный проект.

Молодая команда уже есть. Будет ли чем ей заняться до реконструкции?

— У нас сверстан план премьер до конца 2015 года. Что касается балетных названий, то следующий сезон, я надеюсь, будет открыт "Золушкой" Жана-Кристофа Майо. Мы обязательно сделаем "Тщетную предосторожность" Фредерика Аштона. В начале мая будет "Белая темнота" Начо Дуато. Мы восстановим балет "Барышня и хулиган". В этом декабре с нетерпением ждем "Щелкунчика" Начо Дуато. А после еще будет "Корсар", Михаил Григорьевич (Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра — РИА Новости) его полностью обновит.

В опере вы ранее анонсировали также несколько интересных названий, все в силе?

Концерт российской группы Ленинград на Бали. На фото вокалист Сергей Шнуров, архивное фото
Сергей Шнуров примет участие в юбилее Михайловского театра
— 2015 год будет оперным. Я каждый раз говорю, что будет оперный год, и каждый раз бюджет, который мы имеем, не позволяет дать опере полностью зеленый свет, хотя очень хочется. Указ президента о повышении заработной платы до 2018 года мы должны исполнять, поэтому нашей опере опять придется быть более скромной — только благодаря балету, который должен дать минимум 150 спектаклей, мы справимся с этой ситуацией. Что касается первой половины 2014 года, то у нас есть план "А" и план "Б". План "Б" — это если, не дай бог, мы не получим того финансирования на постановки, которое у нас было в этом году. Это значит, что в балете будет только "Корсар", а в опере до 1 июня вообще ничего не будет. Может сложиться ситуация, что деньги появятся во второй половине года. Тем не менее оперы у нас в планах есть. Первой премьерой этого сезона должна стать "Царская невеста" в постановке Андрея Могучего. Потом в июле будет "Евгений Онегин" Василия Бархатова, перенесем к нам его постановку из Вильнюса. Мы вообще приняли решение, что каждые два года будем показывать нового "Онегина".

А что будет происходить со старыми — у вас ведь их уже два?

— "Онегиных" много не бывает. Старый спектакль Станислава Гаудасинского и Семена Пастуха мы потом вернем. И постановка Андрия Жолдака тоже будет в репертуаре. Спектакль Жолдака мне невероятно нравится: он сделан для молодой труппы, специально для нашего театра, и в этом его ценность. Но мы не можем пригласить в него звезд. А мне очень нравится, когда звезды поют с нашими молодыми солистами, дают им новый творческий импульс. В постановку Бархатова мы сможем приглашать звезд мирового масштаба. Ну и в следующем октябре у нас еще будет "Манон Леско".

© РИА Новости / Игорь РуссакОпера "Евгений Онегин" в постановке Андрия Жолдака
Опера Евгений Онегин в постановке Андрия Жолдака

Для полноты оперной картины вам осталось пригласить Дмитрия Чернякова.

— У нас будет его "Трубадур" — перенос постановки из бельгийского театра La Monnaie — в ноябре 2014 года. Дело в том, что я мечтал поработать с Черняковым, а это единственный из новых его спектаклей, который влезает на нашу сцену, и он нам подходит. Для меня очень важно, чтобы Митя поработал с нашей труппой. Будет очень интересно, потому что это фактически драматический спектакль: минимальное количество декораций и максимум актерской игры. В спектакле будут заняты и приглашенные певцы, и наши солисты. Надеюсь, все они смогут сыграться, и "Трубадур" станет звездой нашего репертуара. Тем более что эта опера не идет в Петербурге.

А чего вы ждете от Василия Бархатова как от худрука оперы?

— От Василия я жду, что он будет в первую очередь следить за тем, чтобы качество регулярных спектаклей было на очень высоком уровне. Потом, у него есть свои проекты, которые он будет осуществлять в театре. Кроме того, сейчас активно развивается его западная карьера. А для меня крайне важно, что он, находясь на Западе, будет представлять Михайловский театр.

В последнее время одной из самых обсуждаемых тем в связи с Петербургом была идея создания Национального центра искусств при президенте, выдвинутая Валерием Гергиевым. Многие деятели культуры высказались на этот счет негативно. А как бы вы отнеслись к подобной идее, затронь она Михайловский театр?

— Любое объединение в сфере культуры возможно только в одном случае — когда творческий лидер, вокруг которого происходит объединение, имеет уникальные менеджерские качества. Объединять что-либо вокруг лидера, который постоянно занят, нет никакого смысла. Мы все знаем, сколько работает Гергиев. Он первым получил звание "Герой труда", потому что он действительно герой труда. Но его в последнее время стало настолько много, что тем самым он сам девальвирует свое величие. Что касается объединения Мариинки, Вагановской академии и Зубовского института, то он уже отказался от этой идеи, она похоронена. Но это не означает, что объединение — это плохо. Я, например, считаю, что создание дирекции российских музыкальных театров по аналогии с существовавшей некогда Дирекцией императорских театров — это очень хорошо. Тут в чем проблема? Бюджеты Мариинского и Большого театров в десять раз больше нашего. Как в этом случае с ними конкурировать? Создание дирекции помогло бы организовать процесс так, чтобы каждый театр от этого выиграл бы. Чтобы выдающиеся солисты могли танцевать на разных сценах разный репертуар. И Гергиев мог бы эту дирекцию возглавить как творческое лицо. И я с удовольствием пошел бы под его начало. Потому что Гергиев — это успех и деньги. Всегда. Но его необузданную энергию нужно направлять.

Здание Михайловского театра
Юбилей Михайловского театра обойдется Петербургу в 2 млн руб
Летом из Большого театра в Михайловский перешла ученица Николая Цискаридзе Анжелина Воронцова. Вы довольны этим приобретением?

— Анжелина очень интересная балерина и очень хороший человек. В театре она задействована во всем репертуаре, который возможен и невозможен. Станцевала в "Дон Кихоте", в "Пламени Парижа", будет танцевать главную партию в "Щелкунчике" у Начо Дуато, "Корсара", "Баядерку". Чем она не подходила Большому театру — не понимаю. У меня две таких загадки: чем не подходили Большому театру Осипова и Васильев, и чем не подходила Воронцова…

Воронцовой вы дали шанс — мол, из Большого ее все равно бы "ушли", а Осипову и Васильева вроде как переманили?

— Как можно переманить из Большого театра кого-либо? Это невозможно. Правда в том, что Филину они были не нужны, потому что с ними было тяжело работать, с ними нужно было договариваться, с ними нужно было считаться. Я думаю, что новый директор сейчас выстроит другую систему взаимоотношений, и слава Богу. Но при Анатолии Иксанове была иная ситуация. А когда ты даешь полную власть человеку из балетного мира, который сам является народным артистом, добром это не заканчивается. Ребята хотели свободы и творческого роста. Они поработали у нас два года, перетанцевали все, что им было необходимо. За это время они сделали для Михайловского театра очень много. Сейчас Наташа в Covent Garden, она всегда мечтала жить в Лондоне. Ваня продолжает работать у нас. Их трудовые книжки у нас лежат. И звания они получат, потому что они — выдающиеся танцовщики.

А в юбилейном гала-концерте они примут участие?

— Иван будет. Анжелина Воронцова, кстати, тоже будет. А вообще этот гала-концерт соберет друзей театра — всех, кто с нами работал эти пять лет, дирижировал, танцевал, принимал участие в наших проектах. Уникально то, что все они выступят бесплатно, не за гонорар. Елена Васильевна Образцова, конечно, будет — она споет нечто такое, чего вы даже представить себе не можете.

— Ходят слухи, что в юбилее примет участие друг Василия Бархатова, лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Это правда?

— Совершеннейшая правда. После гала-концерта состоится afterparty. И я решил сделать подарок труппе. Шнур подготовит для нас специальную программу, а его группа в этот вечер будет называться не "Ленинград", а "Малегот".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала