Послание президента РФ Федеральному Собранию пройдет в этом году в новом формате — при его оглашении в Кремле впервые будут присутствовать председатели региональных парламентов. Инициатор этой идеи, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала специальному корреспонденту РИА Новости Марии Балыниной-Урбан, зачем это нужно, стоит ли менять Конституцию и можно ли ожидать сенсаций от выступления главы государства.
- Валентина Ивановна, в этом году на оглашении послания президента РФ Федеральному Собранию впервые будут присутствовать главы законодательных собраний субъектов федерации. Говорят, эта идея исходила от вас. Чем вызвана необходимость участия региональных законодателей в одном из важнейших событий в политической жизни страны?
- Действительно, я обратилась с такой просьбой к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Благодарна Владимиру Владимировичу за то, что он поддержал эту идею. Я считаю, что в демократическом обществе роль законодательных органов власти должна быть очень высокой. Уважение к законодательной власти — это уважение к мнению избирателей, воплощение равноправия ветвей власти.
За экономическое и социальное развитие регионов должны отвечать не только губернаторы, но и региональные парламенты. Когда их руководители присутствуют на таком важнейшем политическом событии года, как оглашение Послания Президента России Федеральному Собранию, они, безусловно, глубже осознают меру своей ответственности за реализацию его положений. Осознают, что не только губернаторы, но и они, парламентарии, тоже в полной мере должны включиться в эту работу.
Это очень важно. Россия — федеративное государство. Её успешное развитие, улучшение жизни людей зависит от успешного развития регионов. Когда работа по решению ключевых задач, определённых в Послании Президента России Федеральному Собранию, осуществляется при тесном взаимодействии исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, это на пользу и регионам, и стране в целом.
- Приглашение глав законодательных собраний регионов на оглашение посланий президента России Федеральному Собранию станет регулярным?
- Я полагаю, она должна стать постоянной, должна быть не разовой акцией, а системным подходом. Думаю, так и будет. Мы видим, что президент России при всей своей занятости уделяет первостепенное внимание как федеральному парламенту — Государственной Думе и Совету Федерации, так и законодательным органам власти регионов. Ежегодные встречи президента с Советом Законодателей — убедительное свидетельство растущей роли парламентов субъектов Федерации в политической системе, государственном управлении страной. Глава государства хочет слышать регионы, их мнение, позиции по насущным вопросам политической, экономической, социальной жизни, их предложения по решению назревших задач.
Растущая роль субъектов РФ нашла отражение и на обновлённом сайте верхней палаты. Он выстроен так, что регионы здесь, образно говоря, — одно из главных действующих лиц, наряду с самим Советом Федерации. Мы ставим целью аккумулировать на сайте всю основную информацию о них, начиная со статистических данных и кончая важнейшими событиями в общественной, политической, экономической, социальной, культурной жизни, их подходом к ключевым вопросам законодательной деятельности, внутренней и внешней политики Российского государства.
- На ваш взгляд, присутствие глав региональных парламентов на оглашении посланий президента РФ будет служить усилению роли законодательной власти в стране?
- Мы продолжаем следовать курсом демократизации. Речь идет о совершенствовании государственно-политической системы, либерализации избирательного законодательства, повышении роли и статуса парламента в целом, в том числе региональных законодательных органов власти. Из всего этого и складывается реальная практическая работа по осуществлению демократических реформ.
- Послание президента России Федеральному Собранию будет оглашено в День Конституции Российской Федерации. Сам глава государства сказал, что внесение изменений в Основной закон — дело отдаленного будущего. Когда, вы считаете, настанет все же время внесения изменений в Конституцию? Чего они должны касаться, на ваш взгляд?
- Эта тема активно обсуждается в обществе. Мой подход здесь таков — по новой Конституции мы прожили двадцать лет. В историческом масштабе это слишком маленький срок для того, чтобы в полной мере понять, осознать все те ценности, которые заложены в Основном законе, осмыслить опыт реализации конституционных положений. Безусловно, я не хочу сказать, что мы ещё очень долго не должны ничего менять в нашем Основном законе. Страна развивается очень динамично. С 90-х годов в обществе, в политической системе, во всех других сферах жизни произошло столько перемен, что, конечно же, отдельные положения Конституции нуждаются в углублённом анализе и, может быть, в изменениях. Но торопиться с этим не стоит.
Часто вторгаться в Конституцию, на мой взгляд, неправильно. Здесь нужно обойтись без категоричных высказываний. Такие изменения необходимо серьезно готовить. Нужно, чтобы заработало Конституционное Собрание. Если будут предлагаться какие-то концептуальные, принципиальные изменения, то, конечно, это надо выносить на референдум. Как видим, это очень сложный, длительный процесс. Поэтому осмысливать положения Конституции следует, над её изменениями думать надо. Но я не считаю, что это нужно делать, что называется, завтра.
Тем более что развитие Конституции не сводится к внесению изменений в её текст. Не менее важна, особенно для нас, парламентариев, работа по отслеживанию того, как выполняется Основной закон, какие здесь возникают проблемы, выработка мер, направленная на их преодоление. Воплощение в жизнь Конституции, её принципов, а не внесение изменений в её текст — вот что, на мой взгляд, должно ставиться сегодня во главу угла. И главное здесь — принятие качественных законов.
- С 1 января 2013 года заработает закон о новом порядке формирования Совета Федерации. Коррелируется ли как-то это нововведение с новшеством, связанным с присутствием региональных парламентариев на оглашении послания президента РФ?
- Все изменения, которые происходят в последние годы в процессе демократических реформ, — звенья одной цепи, большой системной работы. Конечно же, закон о новом порядке формирования Совета Федерации — одно из них. В рамках действующей Конституции мы нашли наиболее оптимальный вариант учета волеизъявления населения при формировании Совета Федерации. Существующая редакция Конституции не даёт нам возможности перейти к прямым выборам сенаторов, но все-таки новый закон — очень большой шаг вперед. Главный смысл этого закона — Совет Федерации будет формироваться из представителей регионов, а не из представителей Садового кольца. Жители регионов будут высказывать своё отношение как к кандидату в губернаторы, так и к его команде, которую он представит в виде кандидатов в Совет Федерации. Чрезвычайно важно, что в его формировании будут участвовать все жители региона, пусть пока опосредованно.
Кроме того, стабилизируется состав Совета Федерации, потому что теперь сенаторы будут избираться на срок работы губернатора и законодательного собрания. Практика беспричинного досрочного отзыва членов Совета Федерации остаётся в прошлом. Это, конечно, повысит статус сенаторов и обеспечит стабильность и преемственность работы палаты.
- Вы далеко не в первый раз будете присутствовать на оглашении послания президента России Федеральному Собранию. Ждете ли вы в этот раз сенсаций от выступления главы государства?
- Слово «сенсация» в данном случае, по-моему, неуместно. Оно ассоциируется с непредсказуемостью, импровизацией, что, в общем-то, отрицательно характеризует политику и политиков. Смысл послания президента не в сенсациях, а в его содержании. Я жду от послания обстоятельного анализа положения дел в стране и в мире, ясной формулировки повестки дня Российского государства, российского общества, чёткого изложения путей решения поставленных в документе задач. Это всегда отличало послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию. Уверена, так будет и завтра. Думаю, этого же ждут все общественно активные граждане нашего Отчества.