Рейтинг@Mail.ru
Выбор РИА Новости: главные события 2013 года — опера и балет - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выбор РИА Новости: главные события 2013 года — опера и балет

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкГосударственный академический Большой театр России, архивное фото
Государственный академический Большой театр России, архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Редакция РИА Новости вспоминает события, произошедшие в двух главных театрах страны.

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Елена Чишковская. Для двух главных музыкальных театров страны — Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге — 2013 год стал рубежным. Происходившие здесь события — совершенно разные и несопоставимые друг с другом — тем не менее существенным образом изменили облик обоих театров и задали новое направление их деятельности на ближайшие годы.

Большие гонки и мариинские впадины

Жизнь Большого театра весь год напоминала рейтинговый телесериал с элементами криминальной хроники, классического детектива, триллера и психологической драмы. По законам кассового зрелища в нем было все, чтобы на протяжении целого года удерживать внимание многомилионной аудитории: преступление, аресты, суды, интриги, кровная вражда бывших друзей, любовный треугольник, увольнения, несчастные случаи, смена власти, общественные протесты. И, конечно, все переживали, что же будет с главными героями — чуть не ослепшим после "кислотной атаки" Сергеем Филиным, подозреваемым в преступлении, а затем и осужденным за его организацию Павлом Дмитриченко, бесстрашно сражающимся со своим начальством "мятежным премьером" Николаем Цискаридзе, смертельно уставшим гендиректором Анатолием Иксановым и, наконец, новым персонажем — Владимиром Уриным, призванным из Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко в Большой, чтобы навести порядок.

Подробнее о нападении на Сергея Филина читайте в сюжете РИА Новости >>

Нужно признать, что если бы речь и в самом деле шла о телепродукте, то его авторы могли бы гордиться: проблемами ГАБТа в этом году жила вся страна, в массе своей от высокого искусства далекая. А значит, Большой стал по-настоящему близок народу.

В.Урин сменил А.Иксанова на должности гендиректора ГАБТ
Гендиректором ГАБТ вместо Иксанова стал Владимир Урин
Если же говорить серьезно, смена руководства, произошедшая в июле, и стала главным итогом года. Анатолий Иксанов покинул театр после 13 лет, проведенных на посту генерального директора. Можно по-разному оценивать его деятельность, но в театральной истории он останется директором, осуществившим реконструкцию исторической сцены. Что же касается организационной и творческой жизни, определявшейся им же, то все эти годы она выглядела, как некая попытка балансировать на стыке принципиально разных подходов и моделей существования современного театра. Имея собственную труппу, театр активно приглашал оперных солистов и дирижеров. Не имея четкой репертуарной политики, тем не менее сотрудничал с Дмитрием Черняковым — самым радикальным российским оперным режиссером, чьи спектакли ("Воццек", "Руслан и Людмила") не были востребованы широкой публикой. В балете метался между восстановлением архивных раритетов и дорогостоящими закупками западных названий, зачастую далеко не первой свежести.

Удерживать шаткий баланс помогали кадры — вовсе не те люди, которые могли бы разработать и воплотить осмысленную концепцию творческого развития театра, а те, кто в силу разных причин не претендовал на лидерство и полномочия самого Иксанова. И именно из-за отсутствия в театре авторитетных, имеющих незыблемую репутацию руководителей оперы, балета и оркестра и наступил неизбежный кризис, приведший к "кислотной атаке", и в итоге — смещению директора.

Владимиру Урину на директорском посту предстоит не только решить множество проблем самого разного свойства, но и определиться уже наконец-то с тем, каким будет Большой театр — именно как театр, а не источник криминальной и скандальной хроники. Иксановская команда уже покидает Большой, в начале декабря заявление по собственному желанию написал музыкальный руководитель Василий Синайский. И это неизбежно — театр открыл новую главу, ему нужны новые персоналии, свежие силы, новые, четко сформулированные цели и задачи. Если продолжить сравнение с телесериалом, то вывод напрашивается сам собой — шоу должно продолжаться. Но что еще смогут придумать талантливые сценаристы? Не исключено, что Большой вернется на исходные позиции, вновь станет тем, чем всегда был — закрытым учреждением, хранящим свои многочисленные скелеты в надежно запертом шкафу. А действие окончательно переместится в Петербург, где в конце октября произошла сенсационная смена руководства в Академии русского балета имени Вагановой. Связь с Большим театром очевидна: не нашедший в нем себе места, уволенный еще прежним руководством и не нашедший поддержки у нового, Николай Цискаридзе все-таки добился высокого назначения (в новой кадровой политике министерства культуры это решение было одним из самых резонансных и неожиданных). Но впереди официальные выборы ректора, сопротивление внутри самой академии и непростые взаимоотношения с Валерием Гергиевым, который в будущем году вполне может стать одним из центральных персонажей полюбившегося "мыла". Тем более, что и в возглавляемом им Мариинском театре в 2013 году также произошли очень важные, имеющие историческое значение перемены.

Диана Вишнева на открытии Новой сцены Мариинского театраОперный певец Михаил Петренко на открытии Новой сцены Мариинского театра
Мариинка-2 открылась гала-концертом и показом возможностей сцены
Главным событием года для Мариинского театра стало завершение многолетнего долгостроя и открытие в мае Новой сцены, располагающейся непосредственно за историческим зданием. Казалось бы, закончив пышные торжества по поводу открытия и благополучно пережив скандал, связанный с не слишком презентабельным внешним видом нового здания, директор — художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев — мог бы вздохнуть спокойно. Если бы не новые проблемы. Новый, ультрасовременный театр необходимо укомплектовать артистами балета, оперы, хора и оркестра, которые бы соответствовали мировому уровню и которые привлекли бы в театр необходимое количество зрителей. Всех их нужно нанять, а потом где-то разместить — предоставить репетиционные классы и залы, дать возможность готовить многочисленные спектакли и концерты, репетировать и заниматься. То, что проблема эта — не только Мариинского театра, но и сразу нескольких культурных институций, исторически связанных с ним, стало очевидным после того, как осенью была обнародована идея объединить Мариинский театр, Петербургскую консерваторию, Академию русского балета имени Вагановой и Зубовский институт в единый Центр при президенте РФ. Авторство идеи приписывалось Валерию Гергиеву.

© РИА НовостиСтены из оникса и люстры со Сваровски: экскурсия Путина по новой Мариинке
Стены из оникса и люстры со Сваровски: экскурсия Путина по новой Мариинке

Деятелям культуры мысль об объединении активно не понравилась, зазвучали обвинения в попытке рейдерского захвата зданий и имущества. Маэстро от авторства приобретшего явно скандальный статус проекта отрекся, и в конечном итоге от него отказались вовсе. Обозначенная же проблема осталась. И решать ее предстоит в ближайшее время, выстраивая взаимоотношения в условиях новой реальности — Мариинке (с новой сценой и нуждающейся в ремонте старой), Вагановской академии (с новым ректором) и Петербургской консерватории (которой удалось избежать перемен в этом году, но вряд ли получится сделать то же самое в следующем).

Подробнее об идее создания Национального центра искусств и спорах вокруг него читайте в сюжете РИА Новости >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала