Рейтинг@Mail.ru
Бидерман и мы, или Об истоках национализма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бидерман и мы, или Об истоках национализма

Читать ria.ru в
Дзен
В транспаранте "Национал-социализм - это порядок" правоохранительные органы уже не видят экстремизма, и это страшно, замечает Юрий Богомолов.

Года три назад, в преддверии очередного "русского марша" в столице, я перечитал старую пьесу швейцарского драматурга Макса Фриша "Бидерман и поджигатели". В той политической ситуации мне она показалась довольно актуальной. Ее, к слову сказать, объясняющей.

Тогда, глядя на экран, читая и слушая политологов, думал, что смотрю кино по мотивам той пьесы. Сегодня по-другому. Не могу избавиться от ощущения, что уже живу по ее мотивам.

***

Юрий Богомолов
Рукопожатные националисты
У Макса Фриша, напомню, была пунктирно прослежена эволюция благонамеренного обывателя Бидермана от категоричной нетерпимости к экстремистам — погромщикам и поджигателям — к лояльному отношению к ним, к пониманию того, что, может, эти ребята не так страшны, как их малюет черт. И тем более не страшны тому, кто готов им оказать услугу — дать кров, угостить стаканчиком божоле, потерпеть их некоторую бесцеремонность и согласиться подержать у себя на чердаке пару канистр с бензином.

…В первом десятилетии нового тысячелетия марширующие националисты с их речовками, лозунгами и "зигами" казались маргиналами и в общественном мнении слыли париями.

Тогда же был очевиден рост от года к году участников русских маршей, и стало заметно, как год от года учащаются кровавые эксцессы, возникающие на этнической почве — избиения инородцев и даже их убийства. И что самое нехорошее — все это в общественном сознании перестало восприниматься как нечто исключительное, пошел процесс привыкания к анормальности ситуации.

И, наконец, Бирюлево. Социологи посчитали, а либеральная общественность прослезилась: больше половины граждан нашей страны поддерживают националистов.

Национализм уже не только на улицах и площадях; он в наших домах. Канистры с бензином и пороховые бочки в наших квартирах. Довольно чиркнуть спичкой…

Одни либералы в ужасе; другие успокаивают: эти национал-патриоты тоже люди и, если мы гуманисты, то могли бы и должны были бы распространить правила гуманистического общежития и на них. С ними надо разговаривать, их надо просвещать, энергию их стихийной ненависти попытаться направить в нужное русло.

Вот мы, гуманисты, и полагаем, что тех, кто испытывает сильнейшие эмоции ксенофобского свойства, следует образовать, перевоспитать, перековать и космополитизировать.

Определенные надежды возлагались на Алексея Навального — своего националиста среди либералов и нашего либерала среди националистов.

Надежды не оправдались; марши прошли с невиданным прежде размахом и с былой агрессией, с мордобитием под землей (в Москве) и забиванием выходцев из Средней Азии до смерти (в Санкт-Петербурге).

Опять же, одни либералы резко обиделись на националистов. И в первую очередь на Навального. Во вторую — на тех, кто его горячо поддерживал. Другие стараются как-то замять скандал, связанный с националистическим рецидивом своего лидера. И даже не так "замять", как оправдать. Слышу: "Русский марш — это "болотка" для простых людей".

Или: это политика, которая не делается в "белых перчатках". Тут, следовательно, возможны разные комбинации тактического толка. Тут можно и с чертом опустошить по бокалу божоле на брудершафт из тактических соображений…

В кабинетах и на интернет-ресурсах тем временем предлагаются стратегические наработки на будущее, которое может последовать за победой национал-социалистической революции.

"Наша истинная национальность — человек"
Ну, вот хотя бы вроде этой: "И на смену нынешним квазиэлитариям, на смену нынешней самозваной монетаристской аристократии должны прийти другие люди, другая аристократия — воины, монахи, люди книжной культуры, ставящие целью не потворство человеческой слабости, а преодоление этой слабости, преодолению глины". (Захар Прилепин).

У писателя Прилепина и беспроигрышный рецепт припасен: Аскеза, Труд и Доблесть. Это как в "Пиковой даме", три карты — тройка, семерка, туз.

Квазиэлитарию Герману три карты сулят деньги и "гедонизм"; прочий народ-стяжатель может рассчитывать на удовлетворение "всепоглощающего желания просто пожить человеком", что неизбежно приведет к "обнулению истории нашей страны".

Три тезы Прилепина гарантируют возрождение великой России, приумножение славы аскетичных предков и высоту морального духа наших потомков.

***

Бидерман, предоставив поджигателям вместе с их горючим крышу, одолжил им и спичку. Следующая их встреча состоялась в Преисподней. Поджигатели оказались чертями. Они, отцепив хвосты, сбросив копыта, прихватив пару канистр с бензином, засобирались снова на Землю. В последний момент кто-то из них вспомнил, что о спичках не позаботился. Другой отмахнулся: "Сами подарят".

И то правда.

***

В Чебоксарах "Русский марш" собрал около трехсот участников. Не так, вроде, и страшно. Вот только осенен он был транспарантом "Национал-социализм — это порядок!"

Глава чувашского МВД Сергей Семенов не усмотрел в этом никакого призыва к экстремистской деятельности. Ему только показалось, что "в некоторых телодвижениях участников, возможно, есть тяготения к нацистским проявлениям".

Нетрудно догадаться, что это были за "телодвижения".

…В нашем случае чертям из старой пьесы Макса Фриша "Бидерман и поджигатели" и горючим можно было бы не запасаться. Не то что спичками.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала