Года три назад, в преддверии очередного "русского марша" в столице, я перечитал старую пьесу швейцарского драматурга Макса Фриша "Бидерман и поджигатели". В той политической ситуации мне она показалась довольно актуальной. Ее, к слову сказать, объясняющей.
Тогда, глядя на экран, читая и слушая политологов, думал, что смотрю кино по мотивам той пьесы. Сегодня по-другому. Не могу избавиться от ощущения, что уже живу по ее мотивам.
***
…В первом десятилетии нового тысячелетия марширующие националисты с их речовками, лозунгами и "зигами" казались маргиналами и в общественном мнении слыли париями.
Тогда же был очевиден рост от года к году участников русских маршей, и стало заметно, как год от года учащаются кровавые эксцессы, возникающие на этнической почве — избиения инородцев и даже их убийства. И что самое нехорошее — все это в общественном сознании перестало восприниматься как нечто исключительное, пошел процесс привыкания к анормальности ситуации.
И, наконец, Бирюлево. Социологи посчитали, а либеральная общественность прослезилась: больше половины граждан нашей страны поддерживают националистов.
Национализм уже не только на улицах и площадях; он в наших домах. Канистры с бензином и пороховые бочки в наших квартирах. Довольно чиркнуть спичкой…
Одни либералы в ужасе; другие успокаивают: эти национал-патриоты тоже люди и, если мы гуманисты, то могли бы и должны были бы распространить правила гуманистического общежития и на них. С ними надо разговаривать, их надо просвещать, энергию их стихийной ненависти попытаться направить в нужное русло.
Вот мы, гуманисты, и полагаем, что тех, кто испытывает сильнейшие эмоции ксенофобского свойства, следует образовать, перевоспитать, перековать и космополитизировать.
Определенные надежды возлагались на Алексея Навального — своего националиста среди либералов и нашего либерала среди националистов.
Надежды не оправдались; марши прошли с невиданным прежде размахом и с былой агрессией, с мордобитием под землей (в Москве) и забиванием выходцев из Средней Азии до смерти (в Санкт-Петербурге).
Опять же, одни либералы резко обиделись на националистов. И в первую очередь на Навального. Во вторую — на тех, кто его горячо поддерживал. Другие стараются как-то замять скандал, связанный с националистическим рецидивом своего лидера. И даже не так "замять", как оправдать. Слышу: "Русский марш — это "болотка" для простых людей".
Или: это политика, которая не делается в "белых перчатках". Тут, следовательно, возможны разные комбинации тактического толка. Тут можно и с чертом опустошить по бокалу божоле на брудершафт из тактических соображений…
В кабинетах и на интернет-ресурсах тем временем предлагаются стратегические наработки на будущее, которое может последовать за победой национал-социалистической революции.
У писателя Прилепина и беспроигрышный рецепт припасен: Аскеза, Труд и Доблесть. Это как в "Пиковой даме", три карты — тройка, семерка, туз.
Квазиэлитарию Герману три карты сулят деньги и "гедонизм"; прочий народ-стяжатель может рассчитывать на удовлетворение "всепоглощающего желания просто пожить человеком", что неизбежно приведет к "обнулению истории нашей страны".
Три тезы Прилепина гарантируют возрождение великой России, приумножение славы аскетичных предков и высоту морального духа наших потомков.
***
Бидерман, предоставив поджигателям вместе с их горючим крышу, одолжил им и спичку. Следующая их встреча состоялась в Преисподней. Поджигатели оказались чертями. Они, отцепив хвосты, сбросив копыта, прихватив пару канистр с бензином, засобирались снова на Землю. В последний момент кто-то из них вспомнил, что о спичках не позаботился. Другой отмахнулся: "Сами подарят".
И то правда.
***
Глава чувашского МВД Сергей Семенов не усмотрел в этом никакого призыва к экстремистской деятельности. Ему только показалось, что "в некоторых телодвижениях участников, возможно, есть тяготения к нацистским проявлениям".
Нетрудно догадаться, что это были за "телодвижения".
…В нашем случае чертям из старой пьесы Макса Фриша "Бидерман и поджигатели" и горючим можно было бы не запасаться. Не то что спичками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции