МОСКВА, 9 окт - РИА Новости. Графические работы Рембрандта и художников его школы, дополненные графикой, картинами и скульптурой немецких и французских старых мастеров из дореволюционного собрания семьи Мосоловых, покажут на открывающейся в среду в ГМИИ им. Пушкина выставке.
Экспозицию открывают семейные портреты трех поколений Мосоловых - основателя коллекции Николая Семеновича кисти Кипренского, его сына Семена Николаевича, исполненный Тропининым, и его внука Николая Семеновича-младшего.
Если первый собирал живопись старых мастеров, то второй, пусть и с незначительными отступлениями, уже сконцентрировался на графике голландского Золотого века - начало было положено приобретением коллекции офортов Рембрандта.
Как рассказала на вернисаже экспозиции заведующая отделом графики Наталья Маркова, особого внимания заслуживают офорты "Христос перед народом" - оба 1655 года.
Работая над первоначальным вариантом, Рембрандт изобразил на первом плане толпу людей. После того, как он был напечатан, он заштриховал фигуры, изобразив вместо них темные ниши.
Еще одна серия офортов, небольшого формата, не больше стандартной фотографии на визу - автопортреты художника в разных эмоциональных состояниях. Эти работы могут увеличиваться практически до бесконечности и это тоже, отмечает Маркова, является безусловным мастерством художника. Так, например, сильно укрупненная работа "Рембрандт с вытаращенными глазами" располагалась на фасаде амстердамского Рейксмузеума в год 400-летия мастера.
В общей сложности на выставке представлено 50 офортов Рембрандта: этюды голов, как собственной, так и других людей - как правило, нищих и бродяг, работы на евангельские и библейские сюжеты, характерные для его позднего творчества. Специалисты особо выделяют среди них "Три креста", "Три дерева", "Мостик Стикса", а также офорт "Портрет Старого Харинга".
Кроме того, в экспозиции демонстрируются порядка 100 офортов и рисунков художников Золотого века голландского искусства - Адриана ван Остаде (представлен редкий экземпляр его рисунка цветной гуашью), Корнелиса Беги, Хендрика Аверкампа, Яна ван Гойена и других.
Обширное собрание было завещано Румянцевскому музею, почетным членом которого был Мосолов-внук, после, в 1920-е годы, оно было передано в Музей изящных искусств, ныне - ГМИИ им. Пушкина.
Выставка продолжит свою работу до 13 января.