Максим Кононенко, для МИА "Россия сегодня"
Не знаю, существует ли на планете человек, который верит в то, что тайна крушения рейса MH17 когда-нибудь будет раскрыта.
Это могло бы быть важным для родственников погибших людей. Но ведь погибших все равно не вернешь, какая разница, от чего именно упал самолет?
В массовом сознании уже сложилась определенная картина произошедшего. Огромный пассажирский самолет летел над зоной боевых действий, потому что эта зона, несмотря на боевые действия, не была закрыта для гражданских полетов. Самолет был сбит ракетой и упал. Все пассажиры погибли. Ракета была выпущена из комплекса "Бук", который мог управляться или донецкими ополченцами, или украинскими военными, или российскими военными. Каждый волен выбрать себе версию по душе. А для тонких любителей конспирологии существует еще и версия о том, что "Боинг" был сбит с украинского военного самолета.
Эта картина произошедшего объективна, потому что она дана нам в ощущениях. Мы живем с этой картиной в сознании, и чем дальше с ней мы живем, тем прочнее она закрепляется в этом сознании, тем более реальной становится. И тем меньше шансов, что какое-либо расследование сможет изменить эту картину.
Если мы верим, что это были украинские военные, — мы никогда не поверим в результаты расследования, утверждающие, что это были российские военные. И наоборот. Просто потому, что летящий над зоной боевых действий "Боинг" и сбивающий его "Бук" — это основная фабула, с которой согласны почти все. А кто именно нажал на кнопку — это мелкая частность, совершенно не меняющая общей картины.
И происходящее вокруг расследования международной следственной группы в последние дни лишний раз доказывает нам: на самом деле никто уже никаких результатов не хочет.
Сначала на сайте прокуратуры Нидерландов появляется крайне странный отчет следственной группы о своей текущей работе. В этом отчете следователи признаются в том, что им… не хватает опыта. Признаются в том, что не могут найти в открытом доступе (!) инструкцию по эксплуатации комплекса "Бук".
И самое удивительное — это жалоба (в официальном отчете на сайте национальной прокуратуры!) на стесненные условия, в которых следственной группе приходится работать.
"В офисном здании в Киеве австралийские и голландские следователи работают в стесненных условиях в маленьком помещении. Рабочие условия далеки от совершенства, но маленькое помещение имеет прекрасное достоинство: следователи не могут обмануть друг друга", — написано в отчете, и трудно представить себе что-нибудь более фантастическое.
Потому что фраза "следователи не могут обмануть друг друга" означает ни что иное, кроме как "следователи хотят обмануть друг друга". А стесненность условий свидетельствует о том, что киевские власти в гробу видали эту следственную группу, а из этого тоже можно сделать разные выводы.
Вторая же новость последних дней превосходит даже этот уникальный отчет. В Германии обнаружился частный детектив Йозеф Реш, который, как оказалось, с 2014 года ведет расследование катастрофы рейса MH17 по заказу анонимного клиента. Этот аноним готов заплатить за информацию о виновниках крушения 30 миллионов долларов, а еще 17 миллионов — за информацию о тех, кто пытается виновника скрыть.
Разумеется, утверждается, что это было сделано для установления истины, поскольку из-за объявленных миллионов на связь с детективом могли выйти действительно важные свидетели. Но, вообще-то, если бы власти хотели узнать о действительно важных свидетелях, они могли бы просто поговорить с Йозефом Решем. А они изъяли у него всё, что можно было изъять. Выглядит это скорее как попытка скрыть истину.
Сам частный детектив по поводу этой истины говорит так: "Если бы это стало известно, власти некоторых стран получили бы проблемы, а вместе с ними и жители". И добавляет: "Горя стало бы больше".
И в этих мудрых словах сыщика — суровая действительность. Потому что кто бы ни был виноват в катастрофе, обнародование этого факта никому не сделает лучше. А вот хуже сделает многим. Ответы на вопросы: "Кто запустил ракету?", "Кто не закрыл воздушное пространство?", "Кто не изменил маршрут самолета?" — не хотелось бы знать слишком многим.
И именно поэтому расследование катастрофы рейса MH17 будет продолжаться долго. А когда оно закончится, то никаких ответов не даст.