Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Сколько у России союзников?

Московский Кремль
Сегодня России лучше иметь минимум, но зато самых необходимых союзников, чем много, но притворных, считает Виталий Третьяков.

Виталий Третьяков, для МИА "Россия сегодня"

Это один из любимых вопросов-упрёков, бросаемых Путину современной российской квазилиберальной оппозицией. Вопрос является одновременно и упрёком, потому что ответ на него предполагается такой: ни одного. Ну а далее следуют многократно повторенные тезисы о том, что Россия находится в международной изоляции, что "мы восстановили весь мир (вариант: все цивилизованные страны) против себя", и прочее в том же духе.

Но я буду исходить из того, что вопрос задаётся людьми, действительно пытающимися понять, почему у США союзников "целая НАТО" и даже больше, а у России – то ли раз-два и обчёлся, то ли вовсе нет.

Наши официальные лица либо не любят отвечать на этот вопрос, либо отвечают как-то неубедительно. Я не отношусь к числу тех, кто считает, что официальные лица – самые умные, и если они не знают ответа на поставленный в лоб вопрос, то и никто его не знает. А посему хочу дать свой ответ. Честный и исчерпывающий.

Можно пойти по пути формальной реакции на этот вопрос, и тогда ответ будет таков: действительно, союзников у современной России не очень много, а кто они – легко определить, посмотрев на состав двух основных межгосударственных организаций, существующих на постсоветском пространстве: экономической — ЕАЭС и военной — ОДКБ.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а это примерный аналог "общего рынка" Евросоюза, входят, помимо России, ещё четыре страны: Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

В Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), предполагающем прежде всего именно военную безопасность, входят, кроме России, те же четыре страны плюс Таджикистан.

Здание МИД РФ на Смоленской площади в Москве. Архивное фото
МИД: провал попыток США добиться изоляции РФ стал очевиден в 2015 году
Если исходить из этих реалий, то невозможно не прийти к выводу, что у России не просто мало союзников (политических, экономических и военных). Их гораздо меньше, чем у США, военными союзниками которых только в Европе являются как минимум все члены НАТО, а политическими союзниками — как минимум все члены Евросоюза.

На этом можно было бы и поставить точку, добавив разве что только банальное: у России практически нет союзников, а те, что формально есть, во-первых, ненадежны, а во-вторых, не являются значимыми ни в экономическом, ни в собственно военном плане. Именно это не без злорадства ставят в упрёк Путину и проводимой им внутренней и особенно внешней политике: дескать, путинская Россия одинока в этом мире. И в случае необходимости никто не встанет не то что на её защиту, но даже и просто на её сторону.

Внешне так, а в реальности и по сути совсем не так. Замечу, прежде всего, что, строго говоря, неправилен сам вопрос. Как неправилен, например, вопрос — "Кто является союзником льва в схватке с тигром?" Или, если кому-то угодно быть ближе к русским реалиям, несколько иначе: "Кто является союзником медведя (русского) в схватке со львом или тигром?" Здесь-то ответ, думаю, очевиден: никто. Медведь может рассчитывать только на собственные силы, а если ему их для победы не хватит, то никакие союзники не спасут, хотя они и могут помочь оттянуть печальный исход, то есть поражение.

Всем нам хорошо известен по форме иной, но по сути такой же ответ, который дал на именно этот вопрос (без всяких зоологических метафор) русский император Александр III. Его, между прочим, называли миротворцем за то, что за 13 лет его царствования Россия не участвовала ни в одной войне, хотя и всячески укрепляла свою военную мощь. Этот ответ звучит так: у России только два верных союзника – её армия и флот.

Более детально логику рассуждений, приведших Александра III к такому категоричному выводу, описывает в своих воспоминаниях его двоюродный брат, великий князь Александр Михайлович:

"Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он (Александр III – В.Т.) говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас <…>

Горький опыт XIX века научил царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его дед Николай I послал Русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками.

Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей".

Строго говоря, этой цитатой можно было бы и ограничиться, ибо тут сказано почти всё. Относительно исторического опыта России в ХIХ веке — определённо всё. Можно, конечно, добавить к этому и аналогичный опыт ХХ века, или примеры поведения даже не Франции, Англии и Германии (Пруссии), а более мелких европейских стран, некоторые из которых самой своей государственностью обязаны России (например, Болгарии или Черногории, первая из которых давно уже в НАТО, а вторая втаскивается туда в наши дни усилиями её правящей верхушки). Но это ничего не меняет по сути.

Дело в том, что вопрос о наличии союзников и их числе для России либо вообще не стоит, либо стоит совсем не так, как он стоит в других странах, которые привыкли быть чьими-то союзниками в ранге вассалов. А как?

Вид на центр Москвы с крыши Центрального детского магазина на Лубянке
Обозреватель Forbes: никто не может изолировать Россию
Во-первых, Россия – это союзообразующая страна, при этом такая союзообразующая страна, вокруг которой всегда складывались союзы тех, кто нуждается в её защите, а не тех, в чьей защите нуждается она. Причём Россия не просто страна, а страна стран. Когда она называлась Российская империя, или Советский Союз, в неё входили те, кто ныне получил государственную независимость. Когда-то они именно Россией были спасены от османского (Армения, Грузия), польского (Белоруссия, часть Украины), румынского (Молдавия), немецкого (Украина, Латвия) владычества.
Во-вторых, Россия в силу своей истории, в том числе более чем полутысячелетней истории своей непрерывной государственной независимости, а также  своей военной мощи, географической обширности и многих других причин никогда не участвовала ни в одном военном или военно-политическом союзе на правах подчинённого члена. Она была либо руководителем (лидером) такого союза, либо одним из 3-4-х ключевых его членов (наиболее яркие примеры — Священный союз в постнаполеоновской Европе, Антанта перед Первой мировой войной и в ходе её,  антигитлеровская коалиция во время Второй мировой войны).

Вот, в частности, почему не мог рассматриваться всерьёз план (если он даже существовал в головах каких-то фантазёров) вступления России в НАТО. США прекрасно понимают, что на подчинённые роли Россия никогда не согласится, а равную с ними самими роль американцы никогда в своём личном военно-политическом союзе не готовы отдавать даже Великобритании, не говоря уже о России.

В-третьих, никто и никогда не защищал Россию от военной опасности военным путём. Она всегда справлялась с этими опасностями сама, получая союзников (если их не было в начале этого пути) по мере приближения своей победы над агрессором (война с гитлеровской Германией — самый яркий тому пример).

И, разумеется, никто и никогда не освобождал территорию России, если на эту территорию вступал иностранный солдат – это всегда делала она сама, освобождая попутно и другие страны. Противоположные факты истории просто неизвестны.

Можно предположить, что так будет и в будущем, если вдруг (чего, надеюсь, не будет), кто-то вновь рискнёт пойти по пути Наполеона или Гитлера с запада, по пути османских султанов с юга, Карла XII с севера. Это относится и к востоку, то есть к Тихоокеанскому региону, или к Дальнему Востоку, как мы его называем. По мере продвижения России к победе союзники у неё, причём во множестве, появятся. А если не появятся (но появятся обязательно, хотя и не все искренние), то Россия доведёт дело до победного конца сама, в одиночку.

Председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам Алексей Пушков
Пушков о предложениях США: замучились изолировать?
Что же касается формальных (договорных) союзников из числа малых стран, время от времени собиравшихся вокруг России накануне крупных войн, то они либо постоянно изменяли России, либо даже участвовали, под давлением внешней силы или по собственному меркантильному выбору, в походах против неё. Это было и при "цивилизованном" Наполеоне Бонапарте в ХIХ веке, и при "людоеде" Гитлере в веке ХХ. На каких союзников может рассчитывать при таком историческом опыте Россия? Ни на каких. Да и зачем?

В-четвёртых, России, бесспорно, всегда нужны союзники в её непосредственном географическом окружении, что упомянутая выше ОДКБ и обеспечивает. А в остальном ОДКБ как военная организация нужна скорее для защиты независимости и территориальной целостности не самой России, а остальных членов этой организации. Вот, кстати, почему России так важен не столько военный союз с Украиной, сколько военный нейтралитет Украины, то есть не вхождение её в НАТО. При более чем двухтысячекилометровой только сухопутной границе России с Украиной всё здесь, кажется, должно быть ясно. И прежде всего – с точки зрения военной безопасности.

Да, от создания и содержания постоянных военных баз далеко от своих границ (за исключением немногочисленных опорных пунктов для своего Военно-морского флота) Россия отказалась, не собираясь наследовать в этом опыт Советского Союза и уже многолетней практики США. И это её сознательный выбор, объясняющийся многими причинами, от экономических до собственно военно-стратегических. Как-никак Россия остаётся одной из двух ядерных сверхдержав и обладает мощным ядерно-ракетным потенциалом, включающим всю классическую триаду средств доставки (от стратегических до тактических) – наземную, морскую и воздушную, с соответствующим космическим обеспечением.

В-пятых, говоря о потенциальных, а не формальных союзниках современной России, необходимо вспомнить о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Конечно, ШОС не оформлена как военно-политический союз, однако тремя крупнейшими её членами являются Китай, Индия и Россия. А с кем у России налажено самое масштабное военно-техническое сотрудничество и с кем в последние годы Россия проводит крупнейшие совместные военные учения (сухопутные и морские)? С Китаем и с Индией. Вряд ли можно игнорировать этот факт с учётом современной глобальной военно-политической ситуации и реальных и потенциальных водоразделов внутри неё.

Бесспорно, высшее проявление союзничества — это готовность, желательно закреплённая соответствующими договорными обязательствами, вступить в уже развернувшуюся войну на стороне союзника. Как в этом плане можно оценить формальных союзников России по ОДКБ? С одной стороны, вроде бы не слишком серьёзно. Например, ни одна из этих стран официально не присоединилась к России в признании независимости Абхазии и Южной Осетии, то есть не продемонстрировала безоговорочного политического союзничества. Тому есть много причин, разбор которых далеко бы увёл нас в сторону от основной темы.

Но с другой стороны, нужно иметь в виду, что Россия имеет со всеми странами ОДКБ более чем серьёзное и реальное военное взаимодействие. В разных случаях разное, но всегда очень конкретное: охрана южных границ Армении и Таджикистана российскими пограничниками, российская авиабаза в Киргизии, совместная система ПВО с Белоруссией, регулярные совместные военные учения с Казахстаном и прочее. То, что, по счастью, пока ещё не приходилось (за исключением охраны южных границ Таджикистана) испытывать прочность этого военного союза в реальности, не означает, что его нет.

В-шестых, крайне важно понимать, что в случае реальной военной угрозы России, на её защиту встанет – вне зависимости от официальной позиции соответствующих стран – практически всё русское население постсоветских стран (а это по минимальному расчёту 20-25 миллионов человек), включая, между прочим Украину, Молдавию, Латвию, Эстонию, Казахстан. И, конечно, безоговорочно и практически полностью население Армении, где русских очень мало, и Белоруссии, где, напротив, русских много, хотя в данном случае я говорю именно о белорусах, а не о русских гражданах Белоруссии.

                                                                      ***

Итак, если доходит дело до военного аспекта проблемы союзничества, то России легче победить самой и попутно приобрести себе пусть и не очень надежных, но желающих войти в список победителей союзников, чем кормить десятки их заранее, ожидая, что они в любой момент перебегут на другую сторону.

Военными союзниками России ad hoc могут стать и великие европейские державы, что мы многократно наблюдали в истории. Но это случается только в двух случаях. Первый: когда эти великие державы сами ощущают смертельную угрозу для себя с чьей-либо стороны и тут же вспоминают не о "несовершенствах" России, а о её мощи и верности союзническим обязательствам. Что мы видим сейчас – не очень последовательно, но всё-таки — в случае с Францией после террористической атаки на Париж в ноябре 2015 года. И отчасти даже в случае с США применительно к ситуации вокруг ДАИШ (или ИГ, "Исламское государство", запрещена в РФ – Ред).

Второй случай, когда великие державы вспоминают о России как военном и военно-политическом союзнике, лучше всего иллюстрируется примером войны СССР с Третьим рейхом. Как только эти державы понимают, что в очередной раз побеждает именно Россия, а не тот, кто ей противостоит, причём побеждает безоговорочно, все вопросы относительно того, быть или не быть союзником России, моментально снимаются.

                                                                       ***

Посвятив основную часть текста проблеме военных союзников России, я, казалось бы, практически обошёл вопрос о её сегодняшних политических союзниках.

На самом деле это не так.

Во-первых, военное союзничество является высшим проявлением союзничества политического.

Во-вторых, необходимо различать страны и их правящие элиты. Последние, например, в Европе, находятся в такой политической зависимости от США, которые по-прежнему видят в России в лучшем случае своего конкурента (во всём, кроме экономики), в худшем – потенциального противника, что говорить о большинстве из этих стран как даже о потенциальных союзниках России не приходится. Кроме того, большинство этих стран повязаны своими обязательствами, связанными с членством в Евросоюзе, и в НАТО и соответствующим отношением к России.

Например, даже такая страна, как Сербия, население которой практически полностью придерживается пророссийских позиций, скорее всего, будет втянута своим правящим классом в Евросоюз, и не исключено, что и в НАТО, бомбившую эту страну в 1999 году, то есть менее 20 лет назад.

Я, например, считаю, что потенциальными союзниками России в Европе должны считаться как минимум Италия, Германия и Греция. При этом мне ясно, что почти абсолютная военная и политическая зависимость этих стран и особенно их руководства от Вашингтона не позволит в обозримом будущем этому потенциалу превратиться во что-то реальное.

Кроме того, Россия – и это особенно поразительно и даже парадоксально – выступает сегодня на международной арене как инакомыслящий, то есть как страна, чьи слова и действия не вписываются в конформистский мейнстрим евроатлантизма и американского гегемонизма (политкорректно – лидерства). А у инакомыслящих вообще мало союзников, хотя много тайно сочувствующих. И таких тайно сочувствующих, но не  демонстрирующих свои симпатии из-за боязни репрессалий со стороны Вашингтона, у России десятки.

Наконец, крайне осторожно ведущий себя на международной арене, особенно вдали от своих границ, Китай, бесспорно является политическим союзником России, не педалируя и не рекламируя это союзничество, хотя очень часто его реально демонстрируя. Это легко проследить хотя бы по голосованиям Китая и России (или России и Китая) в Совете Безопасности ООН. Но, как утверждают многие авторитетные синологи, Китай по разным причинам (включая, например, не слишком большой опыт международной дипломатии), доверяет России, которая, напротив, такой опыт имеет, действовать на мировой арене и за него тоже. Особенно там, где Пекин не уверен в правильности публичной демонстрации своих намерений или даже просто слов. И в этом смысле Китай всей своей экономической и политической мощью стоит за спиной России. Надо думать, это не всегда так. Но похоже, что часто это именно так. Потому я отнёс бы Китай и к потенциальным, а частично к реальным, хотя не всегда и не во всём безусловным политическим союзникам России.

Совершенно очевидно, что нынешняя экономическая ослабленность России (напомню, что вес России в мировой экономике в десять раз меньше, чем был экономический вес Советского Союза) не позволяет многим потенциальным союзникам России перейти в разряд реальных или официальных. Я, разумеется, желаю, чтобы российская экономика, наконец, достигла уровня, соответствующего нашим природным и научно-техническим возможностям. Но у меня нет никакого желания увидеть, как под крыло экономически окрепшей России вновь соберутся те, кто десятилетиями или даже веками, называя себя союзниками Москвы, кормился от неё, не давая ничего взамен, а то и прямо изменяя России.

Подводя итог своим рассуждениям, я бы сказал так: сегодня России лучше иметь минимум, но зато самых необходимых союзников, чем много, но притворных, а тем более тех, кто принуждён к такому союзничеству силой или меркантильными интересами элит.

(В основу статьи положен текст, написанный автором для журнала "Limes", Италия)

Мнение
Обсуждение
55 пользователей оставили 84 комментария
  • У СССР было слишком много "союзников", а проще говоря - нахлебников. Когда хлеб закончился, "союзники" исчезли.
    Пример более чем убедительный.
    15:59
    03.02.2016
  • Лучше иметь союзников потенциальных, которые хотя бы не воткнут в спину нож. А в остальном Россия сама справится и под ногами не будут путаться, клянча за это себе преференций.
    14:28
    03.02.2016
  • И кого здесь винить, опять "друзей"? - Конечно же нет - если бы большевики не предали вековым традициям внешней политики России, не помогли бы туркам и азерам, то сейчас и проблем с проливами не было бы, и на Ближнем Востоке никто не посмел бы вести себя неприлично, и вообще, Турция была бы страной третьего эшелона, если, конечно, была еще. Все современные проблемы России исходят от того, что когда-то Россия предала своего друга. Это наглядный пример того, как баснословно дорого может обойти предательство.
    07:00
    05.02.2016
  • Все правильно написано - только армия и флот. Все остальные попутчики и нахлебники.
    Америкашки уже позабыли что когда они высадились 2-м фронтом и Гитлер стал крошить их шерманы своими тиграми раскатывая их военную "мощь" по грязи побережья они прибежали к Сталину умоляя начать наступление. И Сталин пошел на это ценою огромных жертв среди солдат и офицеров спасая положение "союзников". А надо было бы дать Гитлеру возможность искупать этих "союзничков" в море и тогда не пришлось бы нам с ними делить Германию заборами. И в Гейропе было бы гораздо спокойнее без всяких натов.
    09:18
    05.02.2016
  • Мамонт в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, слабые государства Англия просто делала своими колониями, а против сильных никогда не выступала в одиночку. Всегда альянсами. Что в нынешних реалиях делают их продолжатели Американцы.
    09:41
    05.02.2016
  • Мамонт в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, Следуя вашей логике то можно понять что Армения является однозначным вершителем истории как на Ближнем Востоке так и во всем мире. Поверьте, с высоты падать больно.
    А по существу высказываний, то все исторические события были в свое время продиктованы теми или иными интересами. Иначе говоря если бы у бабушки были... то она была бы дедушкой. Не спорю, и даже допускаю что в свое время интересы России были выше интересов Армян и поэтому вы себя сейчас считаете преданными Россией. А сколько раз такие "союзники" Россию предавали? Но вам то ваша рубашка ближе к телу? Только вот речь в статье идет о России и ее союзниках а не об Армении.
    09:46
    05.02.2016
  • Вадим Мур в ответ пользователю сергей(показатьскрыть)
    сергей, Александр 1, как и большинство русских царей, смердов и холопов (людей) за людей не считал, а жизней при нём загублено было столько, что вам (либ-стам) и не снилось. Кстати, и леб-стов при нём не жаловали - либо в тюрьму, либо на каторгу, потому и государство сильное было, что никто не пакостил. А если вы не блаблабла, то что ж не президент-то? Выдвиньте свою кандидатуру и вперёд, если конечно народ убедите в своей правоте ... :) Вот только даже по коментам к этой статье вы в отстающих....
    09:51
    05.02.2016
  • Будьте добры, покажите, какие мои слова говорят о том, - "что Армения является однозначным вершителем истории как на Ближнем Востоке так и во всем мире". Иначе, это будет простой попыткой противоречить мне, но без доказательств. Про то, что события продиктованы интересами, и ежу понятно. Другое дело, глубоко понимать правильность своих интересов.
    "Не спорю, и даже допускаю что в свое время интересы России были выше интересов Армян и поэтому вы себя сейчас считаете преданными Россией." - Сумбурные и малопонятные слова! Но. если допускаете, что интересы России были выше интересов армян, то смысл сетовать на плохих друзей? Где это видано, чтобы перешагнуть интересы друзей? Но, смысл моих слов в том, что своими поступками, Россия навредила и нам, и себе. Еще раз перечитывайте мои слова выше.
    "А сколько раз такие "союзники" Россию предавали?" - А при чем здесь армяне?
    "Но вам то ваша рубашка ближе к телу?" - И что, а кому от этого плохо? И откуда сведения, что мы дорожим только своей рубашкой? Почитайте историю России, и увидите, что сотни-тысячи армян служили России как своей родине.
    "Только вот речь в статье идет о России и ее союзниках а не об Армении." - А Армения, что, уже враг России?
    10:06
    05.02.2016
  • Tigran Harutyunyan в ответ пользователю Мамонт(показатьскрыть)
    Мамонт, С этим не поспоришь.
    10:09
    05.02.2016
  • Гоша в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, Дело в том, что при желании, можно на карте мира найти много стран, которые так или иначе, рано или поздно, но были обижены своими соседями или обмануты.
    -----------
    У нас это и так прекрасно понимают. Французы с итальянцами ваще друзья, к немцам никакой ненависти. Так что Ваша лекция не нам.
    А Англия всегда была против России в первую очередь, и неважно насколько сильной была страна. С первых дипломатических миссий, как только англичане побывали в наших дворцах, посмотрели наши территории, они не могли спокойно спать. Это если вы историю учили в Лондоне, а похоже что так. Мне лениво писать тут лекции, и если я скажу сколько я читал в свое время истории, особенно геополитики, вы не поверите. Если проанализировать любовь к геополитике, то могут появиться интересные выводы. Например сравнить цивилизации римлян, персов и китайцев с японцами. Англия заболела желанием мирового господства от римлян, своего рода "Стокгольмский синдром", и до сих пор не может вылечиться. Европа на протяжении менее 2000 лет жила как семейка тасманийских дьяволов, т.к. много желающих господствовать, и мало территории. Англия хрестоматийным примером может быть в одном: так жить нельзя! А все остальное - это пропаганда, в чем, кстати, Англия и лидер и родоначальник. В сети есть мемуары политиков и о политиках за довольно хороший период, вычищает всю дрянь из головы.
    10:39
    05.02.2016
  • Мамонт в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, да не защищайтесь, ни кто на вас не нападает:) успокойтесь и выдохните.
    Историю в ее развитии нужно рассматривать в комплексе а не только с позиции одной из сторон, как пытаетесь это нам вы показать. Ширее надо глядеть. Или ширше:)
    10:44
    05.02.2016
  • Гоша в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, Какая ерунда! Начиная с исторического "если бы..." и далее по тексту. Вам, наверно лет еще немного, не помните как уже в наше время с 85 года, у нас!! менялись взгляды!! на то как надо!! А тут с верхушки веков... "если бы...".
    Ну и если о предательствах... тут вообще чушь голимая! Точно историю в европе учили.
    10:50
    05.02.2016
  • Здравствуйте! СПАСИБО! Статья о союзниках России мне понравилась Мое мнение совпадает с автором Мне 77 лет живу в Москве Мой отец погиб 17 декабря 1943г Осталось трое детей(в Сибире Иркутская обл )И только в 2012г я узнала где -ездила в Беларусь на братскую могилу Он был сапер Имел награды Все это узнала благодаря Госдуме РФ они сделали запрос в архив МО до этого были ответы "не знаем"Меня удивляют разные ток шоу по ТВ где все кричат ведущие не могут "обуздать "своих приглашенных показывая свою слабость (даже Соловьев) Мы же пенсионеры смотрим это и нервничаем т к ничего не понимаем из за крика Зачем это? Доводят наше поколение до истерик Мы пока все помним что наша Россия пережила а молодые не смотрят все это в эфире Простите меня если я резко сказала Оградите ТВ от этого кошмара Или пусть ведущие будут ХОЗЯИНОМ этих шоу а не крикунами со всеми Спасибо
    11:23
    05.02.2016
  • Гоша, Я, вроде, ни о каком заговоре речи не вёл. Вы сами акцентировали его своим вопросом. Есть программа, которая реализуется уже, на протяжении нескольких тысячелетий. По крайней мере, на протяжении четырёх точно.
    Кто самые богатые люди в России, на Украине, да и в мире в целом. Вы скажете. что они умны, очень сомневаюсь. Глядя на Порошенко и Коломойского, другие кажутся лучше только потому, что не попадали в такую ситуацию, как эти двое.
    14:20
    05.02.2016
  • Чувак не знает истории и страдает словоблудием. Например, поляки освободили Смоленск во время Смуты. 4 ноября 1611 года город получает Магдебургское право. Теперь Смоленск имеет двухнедельные рынки, еженедельные торги, склад товаров, баню, гостиный двор с доходами от них в пользу всего города, разрешение на создание ремесленных цехов и т. д., а также герб — «в красном поле фигура архангела Михаила».
    17:06
    05.02.2016
  • Нэля Маркова, Полностью с Вами согласен. Лично я, если начинают в ток шоу все говорить одновременно, то просто переключаю канал. Здоровья Вам, и долгих лет.
    17:43
    05.02.2016
  • Tigran Harutyunyan в ответ пользователю Гоша(показатьскрыть)
    Гоша, Моя лекция - именно Вам! Вы не знаете, как много французы, итальянцы и немцы, воевали друг с другом. Испанцы тоже.
    Англия НЕ ВСЕГДА была против России! Напоминаю, при Наполеоне, и при двух мировых войнах, Англия была на стороне России.Неуд Вам по истории!
    "С первых дипломатических миссий, как только англичане побывали в наших дворцах, посмотрели наши территории, они не могли спокойно спать." - Пустая лирика!
    Даллее, у Вас идет чистая лирика. Не вижу аргументированного опровержения моих слов.
    21:46
    05.02.2016
  • Tigran Harutyunyan в ответ пользователю Мамонт(показатьскрыть)
    Мамонт, Спасибо за миротворчество! Я особо и не воюю - так, спорю...
    Согласен, что историю надо рассматривать в комплексе. В этом смысле, я в более выигрышном положении - я хорошо знаю историю как Армении, так и России, в отличие от большинства здесь. Некоторые мои собеседники, не знают вполне известные исторические факты в том числе и российские. И вся моя критика Третьякова, строится на требовании смотреть на историю в комплексе, потому и я привел примеры других стран.
    21:52
    05.02.2016
  • Tigran Harutyunyan в ответ пользователю Гоша(показатьскрыть)
    Гоша, tрунда? А на мой взгляд, эта статья, в основном, ерунда! Да, я говорю - "Если бы", а иначе, нет смысла так долго говорить о том, какие у России коварные друзья. Автор перечисляет те моменты, когда Россия помогала друзьям, но получала проблемы, а я в свою очередь, говорил о том, что Россия сама себе предавала и предавала своего друга. И из-за тех собитbй, она сейчас стоит перед большими проблемами. В принципе, я мало чем отличаюсь от Третьякова, ведь, он тоже все говорит о том, что "Если бы", те или иные "друзья", вели бы себя получше, то... Только разница в том, что он во всем винит соседей, а я - Россию тоже.
    Вообще, политика похожа на игру, посему, если в играх можно проводить разборку и ставить вопрос - "А если мне сделать такой ход, то что...?", то почему нельзя то же самое делать в истории и политике?
    03:38
    06.02.2016
  • Гоша в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, Неуд Вам! Англия тогда была с Россией, когда втягивала Россию в обязательства, и если начиналась заварушка, Россия должна была выполнять обязательства. Второй вариант - уничтожение своих врагов руками России. Про европейские войны, т.е. семейку тасманийских дьяволов я говорил, читайте внимательнее.
    Чтобы Россия не делала, Россия ВСЕГДА будет мишенью западной геополитики! "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать!" (с)
    Дружить могут те, кому друг от друга ничего не надо. Европе от нас ничего ненадо будет только тогда, когда рак на горе свистнет. Поэтому дружба с западом - это нереально, это фантастика! А в лирике вас заподозрить так-же легко.
    08:00
    06.02.2016
  • Гоша в ответ пользователю Tigran Harutyunyan(показатьскрыть)
    Tigran Harutyunyan, Потому что это и есть лирика. "Знал бы прикуп- жил бы в Сочи". Мы все крепки "задним" умом. А чтоб в точности смоделировать ситуацию и проиграть ее, одной хотелки мало.
    08:03
    06.02.2016
  • По-моему мнению, у РФ 1000 союзников.
    13:36
    07.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.