Владимир Лепехин
Надвигающееся 70-летие Великой Победы — не просто круглая дата. Это, как я полагаю, своего рода край и предел в том окне возможностей для новых побед, которое открылось для России в 2012 году.
Окна возможностей, начиная с правления Андропова
История — удивительная штука. Она благосклонна к тем государствам, которые способны преодолевать обстоятельства, складывающиеся не в их пользу. История оказалась благосклонной к Англии, выросшей из маленького островного государства на окраине Европы в Великую Империю, она благоволила американским колонистам, с нуля создавших самое сильное в мире государство, она была благосклонна и к России, долгое время зажатой между агрессивным Западом и Ордой, но каким-то чудом (известно каким) вызрела в сверхдержаву.
И, напротив, история повернулась спиной к Британской, Российской и иным империям (а сегодня отворачивается и от США), как только те от стремления расти и развиваться переходили к стратегии проедания доставшегося им наследства.
В XX веке Россия настрадалась как никто — и история, начиная, пожалуй, с правления Юрия Андропова, вновь стала подбрасывать нашей стране возможности, которые, используй их Россия хотя бы наполовину, позволили бы ей стать мировым лидером в самых разных сферах — от экономики и высоких технологий до демократии и прав человека.
После смерти Брежнева у России была возможность начать переход от застоя к развитию посредством внесения корректив в свою стратегию, как это сделали позднее китайцы, трансформировав административную олигархию в государство с эффективной системой управления. Но увы: на том витке "развития" СССР-России советская элита оказалась не в состоянии распознать нарастающие угрозы и использовать имеющийся потенциал в интересах страны, а не партноменклатуры.
Возможности перегруппироваться и совершить рывок в своем развитии возникали в России всякий раз во время фундаментального обновления элит — сначала после прихода к власти Михаила Горбачева, затем во время правления Бориса Ельцина (дважды — в 1991 и в 1993 годах), а затем и после избрания президентом страны Владимира Путина. И всякий раз открывающиеся возможности оказывались незамеченными.
Как результат — поражение СССР в "холодной войне" вместо выхода страны на новый уровень развития, "катастройка" и расчленение государства вместо его модернизации, утрата в значительной мере национального суверенитета вместо его укрепления и провалы в экономике в 1998-ом, 2008-ом и в 2015-ом вместо её бурного роста.
Пространство возможностей 2012-2015 гг
Существует мнение, что в последние годы Россия "встала с колен" и укрепилась настолько, что вновь стала представлять угрозу для Запада. Отсюда, мол, и рост антироссийских активностей со стороны ЕС и США.
Полагаю, что главная причина российских поражений — в инертности элит, в их "ничего не хочу и ничего не могу", а попросту — в её сосредоточенности на личном обогащении.
Уверен: Россия могла не допустить ухода Украины на Запад, а также легко интегрировать её в ЕАЭС. Россия могла переиграть США и ЕС в любом регионе мира и перейти от стагнации к бурному экономическому росту. Она многое смогла бы к настоящему времени, если бы правильно прошла развилки рубежа XX-XXI веков.
Остановимся коротко на том окне, даже окнище возможностей, которое открылось перед Россией в 2012 году. Остановимся и отметим лишь один элемент этого окна — объективные предпосылки перехода России к новой (национально ориентированной) стратегии и началу её мощного духовного подъема, который, в свою очередь, мог бы (и должен был — согласно законам истории) стать катализатором экономического и социокультурного рывка.
Заметим, что в 2012-ом году началась череда громких и, можно сказать, сакральных для страны юбилеев: 400 лет со дня преодоления Великой смуты, 400 лет династии Романовых (2013 год), 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского (2014 год) и 70-летие Великой Победы советского народа в борьбе с фашистской Германией (2015 год).
Совокупность названных дат и заключенных в них смыслов подталкивала российскую власть к тому, чтобы та выстроила логистику погружения страны в контекст обретения новой концептуальности и возгонки национального духа с последующими кадровыми и иными решениями.
Но что было сделано в честь 400-летия победы Народного Ополчения над польско-литовскими захватчиками, кроме возложения политиками цветов к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади?
Элиты не заметили рубежа — отсюда и расплата: история распорядилась так, что именно Польша и Литва стали главными врагами России в 2014-ом году.
Что было сделано российскими чиновниками в честь 400-летия дома Романовых, кроме заштатных конференций по этому поводу?
Сакральная дата была не замечена и не использована для перевода богатейшего историко-культурного потенциала в стратегию разворота России в сторону её цивилизационного развития.
Отсюда снова расплата — резкий рост негатива к постсоветским трендам, выраженный в усилении русофобии на постсоветском пространстве и, в частности, в тотальном сносе памятников Ленину и русским героям на Украине.
Как встретили российские элиты 700-летие Сергия Радонежского, фактически основателя русской цивилизации, если не считать камерных мероприятий по линии РПЦ и выставки в Историческом музее?
Расплата — начавшийся уход России под новую Орду в лице Китая и мусульманского Востока с риском окончательной потери себя.
В конце 2014 года Россия спохватилась и обратила внимание на 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Но, согласитесь, эта дата, скорее, повод для скорби, чем для возрождения победного духа.
Как развернуть ситуацию в мире в свою пользу?
Через пару недель Россия будет праздновать 70-летие Великой Победы. 9 мая 2015 года у России была возможность завершить маневр (который должен был начаться в ноябре 2012-го) и перейти к реализации стратегии Победы. Но — не сложилось.
Под лежачий камень вода не течет. Лежачий камень, как известно, со временем покрывается илом. Вот так бездействие российских чиновников или саботаж ими решений президента РФ приводят ко все большим утратам и очередным поражениям. И для того, чтобы все-таки развернуть ситуацию в мире в свою пользу, нужно прежде всего трезво оценить обстановку и констатировать следующий факт: Россия укрепляется, но главный её противник укрепляется еще динамичнее.
Нужно осознать, что путь "либеральных реформ" и соглашательства с Западом — это путь медленного и мучительного угасания России в конвульсиях на границах Русского мира — в Новороссии и иных точках, которые будут и дальше поджигаться известным маньяком.
Формально патриотических мероприятий сегодня в России много, а концептуального разворота страны не наблюдается. Пафосных слов много, а реальных решений — минимум. И важнейшим из этих решений должно стать упразднение либерально-прозападной матрицы государственного управления при закладке новой цивилизационной модели развития страны.
Нужно торопиться, поскольку окно возможностей закроется для России 2 сентября 2015 года — в день 70-летия со дня окончания Второй мировой войны.