Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня".
В нынешней напряженной ситуации такое событие может означать только одно: договоренность нужна была всем четырем участникам. Другое дело, что по установившейся в последние годы традиции мгновенно после подписания заявления мы слышим чуть ли не противоположные оценки его смысла.
Шифровка и дешифровка женевского соглашения
На момент, когда писались эти строки, существовал — даже на сайте российского МИДа — только английский текст заявления. Ровно 15 строчек. За которые четыре министра бились почти 7 часов. Получилась настоящая шифровка, и чего же тут удивляться, что дешифровщиков нашлось сколько угодно.
Для начала: и президент США Барак Обама, и чуть ранее госсекретарь Джон Керри, а за ними и американские СМИ, постарались показать, что речь в документе исключительно о юго-восточной части Украины. В результате на свет явилось проверенное американское информационное оружие — первые несколько строчек стандартного сообщения о событии. Предполагается, что весь мир, коллективная жертва информационного века, зафиксирует в сознании именно их, а прочее — это детали для посвященных.
Вот эти строчки: речь, оказывается, о достигнутом соглашении насчет того, что "вооруженные пророссийские банды на востоке Украины освободят правительственные здания, которые они захватили". Ну, правда, и о "прочих шагах" по разрядке кризиса.
И тут же, честным образом, практически во всех ключевых СМИ, для желающих приводятся и те самые 15 строчек заявления. В которых нет ни одного слова насчет "пророссийских банд".
Наоборот, два ключевых абзаца после вступительных слов начинаются со слова "все". Все стороны конфликта должны воздержаться от любого насилия, запугивания и провокаций. Все незаконные вооруженные группы должны быть разоружены, все захваченные здания должны быть возвращены владельцам, все незаконно оккупированные улицы, площади и прочие общественные места в украинских городах должны быть освобождены.
Понятно, что речь и о "правом секторе", и о центре Киева, а иначе с какой стати протестующим Востока в одиночку выполнять женевские требования? Особенно с учетом неэффектного первого боевого опыта боевых и небоевых формирований, попытавшихся провести карательные акции на Востоке?
Для дешифровки того, что произошло в Женеве, надо разобраться, кому из участников встречи что было нужно на самом деле, кто из них оказался просто в неприятном положении, а кто — в отчаянном.
США, скажем сразу, оказались в положении лишь неприятном, и прежде всего перед своими европейскими партнерами. Можно долго разбираться в том, кто начал украинскую историю. Ведь изначально "европеизация" страны была лишь маргинальной идеей скандальной европейской периферии, Польши со Швецией, поддержанной в штаб-квартирах европейских структур в Брюсселе.
Но участвовала и Америка, которая сегодня, однако, денег разваливающейся Украине не дает. Платить надо Европе, причем всей. Так что США в этой ситуации лучше сделать европейцам что-то приятное — допустим, попробовать урегулировать хаос.
Кто больше заинтересован в спокойствии на Украине
Не стоит считать, что Россия упрашивала всех встретиться по украинскому вопросу. Инициатива принадлежала, по указанной выше причине, США. Москва же вообще заявляла, что Сергей Лавров может не приехать на встречу, если на востоке Украины начнется настоящая карательная акция. Она всерьез не началась, Лавров приехал в Женеву. Но одновременно с его прибытием в Москву был отправлен документ из штаб-квартиры ЕС насчет того, что Евросоюз готов начать переговоры о российских поставках газа через Украину.
Так что ключевым участником — заказчиком — женевской встречи была глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Она же более прочих заинтересована в том, чтобы решения встречи выполнялись.
Поэтому женевская шифровка означает ультиматум Запада и России Киеву, который теперь, согласно этому документу, должен всерьез заняться переделкой конституции, по сути — переустановкой всей системы под названием "Украина".
Для чего Киеву придется начать уважительный диалог с Востоком. Подробности — в выступлении Лаврова после женевской встречи.
Всем собиравшимся в Женеве, что бы они ни говорили, ясно, что Москва не управляет событиями на Востоке. Там, извините, люди живут, которые никого не будут слушать, если украинский Запад будет к ним относиться по-прежнему.
Вероятность обмана сохраняется
Кстати, никто и не скрывает, что нынешние 15 строчек — только первый шаг на этом пути. Как и то, что в Женеве договаривались и о последующих шагах, вообще о "дорожной карте" будущих совместных действий в отношении Украины.
Тут возникает ключевой вопрос — а не пустая ли это бумажка, не говоря об устных соглашениях. Ответ такой: время, когда Москва верила, что ее в очередной раз не обманут, прошло. Это ведь знакомая ситуация хотя бы по сирийскому (или киевскому в нынешнем феврале) урегулированию, когда принимаются решения, которые начинают нарушать уже через день. Поэтому веры с нашей стороны никакой нет. Зато нет и таких уступок, которые бы ставили Россию в тяжелое положение в случае срыва.
Что мы уступили? Предположим, Россия видит — как и все остальные, впрочем — что президентские выборы на Украине в мае будут посмешищем, особенно если Восток в них фактически не будет участвовать. И хорошо бы, чтобы их не было. Но, с другой стороны, лучше плохая власть, чем никакая, как сейчас. А дальше можно будет посмотреть, когда будут следующие выборы.
Есть еще вопрос нейтрального и внеблокового статуса Украины. Нет сомнений, что тут впереди много интересного (опять же смотрите выступление Лаврова). Будут тащить ее в НАТО. Что ж, тогда ситуация возвращается к первой клеточке игры. Это вам нравится? Видимо, нет.
Ну и понятно, что Крым в Женеве не обсуждался. Так же как никто не подвергает всерьез сомнению право России перемещать войска по своей территории или Украины делать то же. Другое дело, что вряд ли Киев теперь будет гореть желанием использовать эти перемещенные на восток войска против мирного населения.