Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Обязательный ЕГЭ по математике: за и против

День сдачи ЕГЭ по математике
Прежде чем окончательно решать судьбу обязательного ЕГЭ по математике, стоило бы спросить непосредственных участников процесса, считает Сергей Петухов.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Глава Минобнауки Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство не намерено отменять обязательный ЕГЭ по математике для выпускников российских школ. Министр счел нужным заявить об этом, потому что предложение исключить ЕГЭ по математике из числа обязательных, сделанное на этой неделе главой комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы Виктором Кругляковым, вызвало бурную реакцию в педагогических кругах и у широкой общественности. 

Большинство из уже высказавшихся до Ливанова отрицательно отнеслись к инициативе Круглякова. Некоторые даже обвиняли его в намерении "вовсе растоптать математику", превратить подрастающее поколение россиян в неучей, и предлагали депутату публично покаяться, добровольно сдав партбилет и депутатский мандат.

Сейчас, когда эмоции немного улеглись, самое время спокойно взвесить все за и против обязательности ЕГЭ по математике. 

Кому и зачем нужна школьная математика

Если не вникать в детали, то у педагогической общественности в пользу обязательности ЕГЭ по математике есть два аргумента общегосударственного значения и один — профессионального уровня.

Проверь свои знания: сдай ЕГЭ
Проверь свои знания: сдай ЕГЭ
Во-первых, в современном мире знание математики необходимо всем, вне зависимости от области, в которой реализует себя человек. 

Во-вторых, отмена обязательного ЕГЭ по математики приведет к деградации общего уровня образованности подрастающего поколения, который и так ниже, чем хотелось бы. 

В третьих, не прошло и двух лет, как ученые педагоги разработали новый образовательный стандарт для 10-11 классов, в том числе по математике. Столько сил на него положили, столько нервов на его утверждение в Минобрнауки потратили, и куда им теперь свой стандарт девать? На помойку выбросить и делать новый?

У ратующей за обязательность ЕГЭ по математике широкой общественности третий аргумент по понятным причинам отсутствует, но каких-то своих собственных, кроме первых двух, нет. 

Кому и чему мешает математика

"Я не выступаю против изучения математики в принципе, в 9 классе ее все обязательно сдают на ГИА, и это правильно. Ее нужно изучать и дальше, но сдавать ЕГЭ будет лучше на добровольной основе — как историю, физику, химию, литературу и биологию… Исключение математики из списка обязательных для сдачи предметов позволит сделать экзамен более честным. А в этом заинтересованы и вузы, и учителя", — считает депутат Кругляков.

Осторожно, с оговорками депутат формулирует главный аргумент сторонников полной добровольности ЕГЭ по всем предметам. 

Ведь как рассуждает современный выпускник. С какой стати мне сдавать химию, если я хочу стать экономистом? Зачем мне оценка по географии, если я подаю документы на мехмат МГУ? Зачем мне сдавать математику, если я хочу стать врачом, или артистом, или учителем рисования? Да мало ли кем я хочу стать, может, я и выбрал специальность, далекую от математики, потому что меня от вашей математики тошнит. 

Я ее честно сдал на ГИА в 9-м классе, честно ходил на ее уроки в 10 и 11 классах, честно написал годовую контрольную работу по ней, то есть сдал школьный выпускной экзамен по математике. На каком основании меня заставляют ее сдавать в обязательном порядке на ЕГЭ?

Потому что это требуется при поступлении в вуз, который я выбрал? А вы спросили ректора этого вуза, какие знания ему нужны от абитуриентов, ему их математическая подкованность нужна или знание истории или иностранного языка, например?

День сдачи ЕГЭ по русскому языку в Москве
"Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ
Потому что стране нужно молодое поколение с поголовным знанием производных и тригонометрии, и не нужны неучи, не сдавшие ЕГЭ по математике? Но нашему государству во все времена была нужна грамотная молодежь, и оно, государство, как-то решало эту проблему до эпохи ЕГЭ.

В советские времена, которые сейчас некоторые вспоминают с ностальгией по советскому уровню школьного образования (оно, кстати, без преувеличения было одним из лучших в мире), математику сдавали в большинстве вузов, даже на некоторые гуманитарные специальности. Но ввести всеобщую математическую повинность для абитуриентов тогда никому в голову не приходило. 

Всеобщей была только одна повинность — по русскому языку. Несданный по нему экзамен закрывал дорогу в любой вуз, даже в тот, где все пять лет писали одними математическими формулами. 

Обязательный без разговоров

Как видите, если особо не обращать внимания на суть вопроса, то на каждый аргумент легко найдется другой и, возможно, более сильный аргумент, тоже не имеющий прямого отношения к проблеме. Сложнее сосредоточиться на спокойном анализе ситуации с ЕГЭ по математике. 

Прежде всего, наверное, стоит вспомнить, что такое ЕГЭ. Это единый государственный экзамен, который совмещает в себе выпускной школьный экзамен и вступительный экзамен в вузы и средние специальные учебные заведения (ссузы).

Оценку на ЕГЭ ставят не учителя, учившие выпускника в школе, и не преподаватели вуза, куда он хочет поступить, а незаинтересованные члены предметных комиссий. Эти люди не знают ни имени ученика, ни школы, где он учился; перед ними только безликий кодовый номер вместо живого человека. Они никогда не видели ни ученика, ни его учителя по данному предмету, ни ректоров и деканов вузов, куда пойдет поступать с их оценкой ученик, и вряд ли когда-нибудь их увидят. Они независимы и не заинтересованы в оценке выпускника.

По указанным причинам ЕГЭ бывают только письменные, устных ЕГЭ не бывает даже по иностранному языку, где оценка речи вроде бы главное. Попытки ввести хотя бы частично устные ЕГЭ (с частью "Говорение", как изящно это называет министр Дмитрий Ливанов) пока наталкиваются на непреодолимые технические сложности.

Трижды несчастные

Результат ЕГЭ (оценка за экзамен по 100-бальной шкале) интересен только тем выпускникам, кто собирается продолжить образование в вузе или ссузе. Если молодой человек не собирается учиться дальше, то ему все равно, какую оценку он получит на ЕГЭ. Главное — хоть как-то сдать, иначе вместо аттестата о среднем образовании ему дадут справку.

День сдачи ЕГЭ. Архивное фото
Рособрнадзор подготовил проект расписания сдачи ЕГЭ на 2014 год
По нормативам Рособрнадзора, на ЕГЭ по математике надо набрать не меньше 24 баллов. Если не получится с первого раза, то предусмотрены так называемые "резервные дни" для пересдачи ЕГЭ. Их два. В этом году ЕГЭ по математике сдают 5 июня, а пересдать его можно будет 19 июня и в какой-нибудь из дней с 7 по 16 июля.

Если и с третьей попытки не удастся набрать 24 балла, то очередные три попытки можно повторить на следующий год, потом еще через год, и так далее. Если к тому времени у молодого человека сохранится желание получить аттестат об одиннадцатилетнем образовании вместо справки.

По данным депутата Круглякова, в прошлом году неудачников, не сдавших ЕГЭ по математике с нескольких попыток, только в Москве набралось 507 человек. Во всей стране таких, наверное, тысячи. На них Минобрнауки продолжит уникальный эксперимент, который до сих пор не удавался никому в мире — насильно заставить человека быть умным.

Почему вопрос об обязательности ЕГЭ трудно решить

Итак, если называть вещи своими именами, то ЕГЭ по математике — это письменный вступительный экзамен во все вузы страны, директивно навязанный Минобрнауки и учеными педагогами всем выпускникам страны. 

Исходя из этого и надо, наверное, решать его судьбу. Логично было бы, если ее решали заинтересованные стороны: ректоры вузов, школьные учителя и сами выпускники (и их родители с правом совещательного голоса). А чиновникам от образования и ученым от педагогики полезно было бы их послушать, причем желательно молча. А потом, как те решат, так и сделать. 

Но такой путь, вероятно, пока не рассматривается Минобрнауки. Министр Дмитрий Ливанов заявил, что они не планируют отменять обязательный ЕГЭ по математике. "Все, что связано с единым экзаменом, повышением степени его эффективности, прозрачности, степени доверия к его результатам, находится постоянно в центре внимания, и мы все мнения, все предложения выслушиваем и во всех обсуждениях, которые ведутся, участвуем", — уточнил позицию ведомства министр.

Иными словами, главное для Минобранауки — чтобы экзамен был эффективным, прозрачным, и полученные на нем оценки вызвали доверие у выпускников и приемных комиссий вузов. А нужен ли вообще этот экзамен выпускникам и вузам — этот вопрос даже не рассматривается.

Мнение
Обсуждение
4 пользователя оставили 4 комментария
  • Хотелось бы оставить несколько замечаний.
    Во-первых, быть умным и знать математику - это не одно и тоже. Так как быть умным - это уметь получать факты и делать из них корректные логические выводы. Конечно, математика, если к ее образованию подходить правильно, способствует развитию этих навыков. Но математика - это еще и инструмент. Например, есть, например, какой-то сложный ( с точки зрения заложенных в нем технологий) прибор, машина, а сточки зрения эксплуатации - две-три кнопки и управлять им легко (как, например, современными дорогими машинами). Есть очень умные люди, которые создают эти машины, а есть те, кто им пользуется. Так вот, математики - это люди создающие инструмент, которым пользуются все. И никто не заставляет быть человеком умным (создавать этот инструмент, т.е. быть математиком), но пользоваться им - это элементарная грамотность. Конечно, порой, чем сложнее инструмент, тем труднее им пользоваться (хотя так дало не всегда). Но, в частности, Школьная математика - это элементарный алфавит человеческой грамотности: уметь раскрыть скобки, уметь нарисовать ЭЛЕМЕНТАРНУЮ функцию, чуть-чуть разбираться в треугольнике (найти его площадь или знать чему равна сумма углов в нем), наконец, решать элементарные задачи: одна труба наливает бассейн за 5 ч, а другая за 7ч. За сколько вместе? Часто, очень часто можно слышать в ответ - за 6 ч! И люди даже не задумываются, что одна труба наливает за 5 ч, а две - за 6! И если этому в школе не учить (я, например, журналист. Для меня все равно за сколько они нальют!), то такой журналист, не умеющий даже элементарно логически рассуждать, какие статьи напишет, рассчитанные на кого? На таких же "недалеких" как и он сам?
    Нет, ребята, не надо мстить математике только за то, что она вам не далась. Математику надо брать и в ней, нет ЦАРСКИХ путей. А всеобщую дебилизацию, которая давно идет уже полным ходом, не надо усугублять.
    С уважением к каждому, даже если Вы имеете другую точку зрения, Андрей
    05:39
    07.02.2014
  • что мне до ЕГЭ по математике, если я считаю порочной и вредной саму систему ЕГЭ.
    17:34
    06.02.2014
  • Проблема не в обязательности ЕГЭ по математике. А в психологической адекватности программ по всем предметам, возможностям мозга и возрастным особенностям обучения школьников. Если будет под этими программами научно-обоснованная психологическая база,то дети смогут и усвоить и сдать,что нужно.
    16:24
    06.02.2014
  • что мне до ЕГЭ по математике, если я считаю порочной и вредной саму систему ЕГЭ.
    17:34
    06.02.2014
  • "Чтобы наглядно доказать, что его предмет в будущем пригодится, учитель геометрии порезал колбасу транспортиром.". А знание интеграла мне пригодилось один раз в жизни. Засорился унитаз. Я загнул проволоку для прочистки с двух концов.
    04:00
    07.02.2014
  • Хотелось бы оставить несколько замечаний.
    Во-первых, быть умным и знать математику - это не одно и тоже. Так как быть умным - это уметь получать факты и делать из них корректные логические выводы. Конечно, математика, если к ее образованию подходить правильно, способствует развитию этих навыков. Но математика - это еще и инструмент. Например, есть, например, какой-то сложный ( с точки зрения заложенных в нем технологий) прибор, машина, а сточки зрения эксплуатации - две-три кнопки и управлять им легко (как, например, современными дорогими машинами). Есть очень умные люди, которые создают эти машины, а есть те, кто им пользуется. Так вот, математики - это люди создающие инструмент, которым пользуются все. И никто не заставляет быть человеком умным (создавать этот инструмент, т.е. быть математиком), но пользоваться им - это элементарная грамотность. Конечно, порой, чем сложнее инструмент, тем труднее им пользоваться (хотя так дало не всегда). Но, в частности, Школьная математика - это элементарный алфавит человеческой грамотности: уметь раскрыть скобки, уметь нарисовать ЭЛЕМЕНТАРНУЮ функцию, чуть-чуть разбираться в треугольнике (найти его площадь или знать чему равна сумма углов в нем), наконец, решать элементарные задачи: одна труба наливает бассейн за 5 ч, а другая за 7ч. За сколько вместе? Часто, очень часто можно слышать в ответ - за 6 ч! И люди даже не задумываются, что одна труба наливает за 5 ч, а две - за 6! И если этому в школе не учить (я, например, журналист. Для меня все равно за сколько они нальют!), то такой журналист, не умеющий даже элементарно логически рассуждать, какие статьи напишет, рассчитанные на кого? На таких же "недалеких" как и он сам?
    Нет, ребята, не надо мстить математике только за то, что она вам не далась. Математику надо брать и в ней, нет ЦАРСКИХ путей. А всеобщую дебилизацию, которая давно идет уже полным ходом, не надо усугублять.
    С уважением к каждому, даже если Вы имеете другую точку зрения, Андрей
    05:39
    07.02.2014

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.