Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Прибавки к зарплатам полицейских и самоокупаемость ФМС
Формат "правительственного часа" подразумевает отчет о проделанной исполнительной властью (правительством) работе в той или иной сфере или по той или иной проблеме перед народными избранниками, а в их лице – перед их избирателями, то есть перед народом.
В эту среду 23 октября депутаты вызвали "на ковер" министра внутренних дел Владимира Колокольцева, главу Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского и вице-мэра Москвы по вопросам региональной безопасности Александра Горбенко, чтобы те отчитались, что сделано, делается и еще будет сделано для предотвращения событий, подобных бирюлевским – как в Москве, так и в стране в целом.
По сути, речь шла о самом, наверное, актуальном вопросе общероссийской повестки дня – межнациональных отношениях.
Отчеты о проделанной работе и планах на будущее Колокольцева, Ромодановского и Горбенко были краткими (15 минут каждый), но содержательными. Без всякой иронии. Они содержали массу фактической информации, новой и интересной, это было очевидно даже для депутатов профильных комитетов и комиссий Госдумы, не говоря уже о простых гражданах.
Такую же открытость продемонстрировал и Константин Ромодановский, который не только сообщил, сколько руководителей УФМС было уволено после событий в Западном Бирюлево, но и честно признал, что большинство пунктов содержания "нелегалов" в регионах к запланированному сроку 1 января 2014 года не будет готово. А для тех немногих, которые начнут действовать, денег хватит только на один квартал. Но, пожалуй, самым интересным в его выступлении было сообщение о том, что в прошлом году его ведомство достигло самоокупаемости: потратив 31 млн бюджетных рублей, ФМС вернула в бюджет 32 миллиона.
Но принципиальных претензий к действующему законодательству у них не было. Только вице-мэр Горбенко предложил депутатам больше не латать миграционное законодательство поправками, а переписать его заново, "с чистого листа". Но что именно написать на чистом листе, не сказал.
Не хватало ФСБ?
Других принципиальных предложений от чиновников депутатам не прозвучало. По тому, как часто вопросы народных избранников, адресованные одному представителю исполнительной власти, тот переадресовывал другому, мол, не моя компетенция, и по тому, как один дополнял ответ другого, каждое ведомство курировало свой круг обязанностей, не выходя за его рамки.
Курировало, судя по фактам и цифрам, неплохо, нарастающими, так сказать, темпами. Занималось этим и до Бирюлево, и во время бирюлевских событий, и продолжит это делать в будущем. Со стороны создавалось даже впечатление, что Бирюлево тут вообще ни при чем.
Вероятно, такое впечатление создавалось и у депутатов тоже, потому что в один прекрасный момент они вдруг поняли, что им надо было позвать еще кого-нибудь из ФСБ – может быть, он сформулировал бы то главное, чего они явно не услышали от приглашенных. Что делать, чтобы бирюлевские события не повторились никогда и нигде? Не оставлять же все, как есть, в самом деле?
Но поскольку представителя ФСБ, способного разрубить гордиев узел межнациональных противоречий, на правительственном часе не было, рецепты пришлось формулировать самим депутатам. И тут оказалось, что у каждой думской фракции свое видение решения этого вопроса.
Фракция КПРФ предложила для решения межнациональных проблем создать "единый штаб". Но не в виде отдельного министерства, и даже не специального департамента в Минрегионе. Это должен быть новый вице-премьер по межнациональным отношениям, предложили коммунисты. Из чьих рядов выдвинуть этого вице-премьера, они не уточнили, но это было и так ясно.
"Единая Россия" предложила оставить все, как есть, и "не разогревать" ситуацию. Соответствующих законов и так принято в последнее время больше трех десятков, "только по миграции более двадцати". А "в угаре" межнациональных новаций существует опасность "проскочить мимо народа", предостерегла коллег фракция думского большинства.
Фракция ЛДПР устами своего лидера Владимира Жириновского сообщила, что если бы в Баку сидел русский генерал-губернатор, то мигранты никуда бы не ездили, а сидели бы у себя дома тихо и "выращивали баклажаны".
И, наконец, фракция "Справедливой России" предложила создать в дополнение к федеральной полиции муниципальную милицию, начальник которой избирался бы жителями района. По логике фракции, только таким путем можно предотвратить события, подобные бирюлевским – возможностью на следующих выборах главного районного милиционера выбрать другого. Кроме того, "эсеры" предложили выбирать и мировых судей, которые под той же угрозой выборов будут судить по закону.
После этого спикер Сергей Нарышкин объявил "правительственный час" закрытым и, сообщив, что "еще немного времени осталось до перерыва", предложил
заняться плановой законотворческой деятельностью. Депутаты приступили к рассмотрению поправок об ответственности за предоставление помещений для употребления наркотических средств.
"Наркопритоны", как называют такие помещения в народе, проблема, несомненно, важная, но было жаль, что попытка решить все-таки более актуальную на сегодня для страны проблему межнациональных отношений закончилась по сути ничем.
Исполнительная власть старается справиться с ней по-своему, и не без тактического успеха. Законодательная искренне старается помочь. Но все они вместе напоминают слепых из известной притчи, которые ощупывали слона за разные места и решали, как он выглядит.
Так и межнациональные проблемы: каждый в них видит что-то свое, но оно, как правило, – лишь часть очень сложного целого, совсем не похожего на отдельную часть.
В общем, похоже, и эту проблему опять придется решать лично президенту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции