Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Беспорядки в минувший уикэнд в столичном районе Западное Бирюлево заставили многих задуматься, почему давно зревший в Москве нарыв лопнул именно здесь, а не каком-то другом ее районе.
Оставь надежду всяк сюда входящий
Эмоциональные оценки района самими его жителями уже даны и пользуются в интернете большой популярностью. Взгляд на Западное Бирюлево со стороны – из других московских районов – еще более суровый и осуждающий.
Району припомнили все, в чем он виноват. И то, что через него проходят сразу три железные дороги, и отвратительную дорожную инфраструктуру, и изобилие промзон, и архитектурный стиль конца 1960-х – 1970-х, когда на смену пятиэтажным "хрущевкам" пришли девятиэтажные "брежневки"; и три кладбища, окружающие район со всех трех его сторон, и даже форму его в виде треугольника. А если вам еще говорят, что как раз сюда переселяли из сносимых коммуналок Марьиной Рощи (читай – участников и пособников банды "Черная кошка"), то впечатление складывается жутковатое.
Можно, конечно, напомнить, что треугольную форму имеют и другие московские районы и некоторые даже окружены при этом с трех сторон кладбищами. Например, Кунцево. Или Гольяново, где кладбищ поменьше, но зато ближайшая станция метро дальше.
По плотности железнодорожной сети Западному Бирюлеву сто очков вперед дадут Красносельский, Мещанский, Басманный, Беговой и еще дюжина столичных районов, многие из которых считаются элитными.
А что касается потомков "шпаны из Марьиной Рощи", то коммуналки в Москве расселяли не по уголовному или классовому признаку, а вообще без разбору. Где поспевал очередной новый дом – в Черемушках, Измайлово, Текстильщиках или Бирюлево, туда и расселяли очередные коммуналки из Марьиной Рощи, Сокольников или Кривоколенного переулка.
Но напоминать об этом сейчас бесполезно. Треугольник смерти с кладбищами по краям перевесит любой призыв к логике.
Восток и запад некогда единого Бирюлева
Население Западного Бирюлево по численности не большое и не маленькое, а, скорее, среднее – 64,5 тыс человек. Тут 16 детских садов, 7 школ, две взрослые и одна детская поликлиника, строительный колледж, филиал приборостроительного техникума.
В соседнем Восточном Бирюлеве с населением 132 тысячи человек всего больше примерно вдвое: 4 поликлиники, 27 детских садов, 13 школ, 4 колледжа.
Число преступлений по статистке в обоих Бирюлево практически одинаково – 53 на 10 тыс населения в Западном, и 51 – в Восточном. Это больше, чем в соседнем Царицыно (48), но меньше, чем в соседнем Южном Чертаново (60).
За первые полгода в Западном Бирюлево выявлено 138 нелегальных мигрантов, а за один день 14 октября 2013 года – еще 1200. По другим районам такой взрывной статистики нет, так что сравнивать не с чем.
Бюджеты этих обоих Бирюлево, по сути сиамских близнецов, разделенных хирургическим путем в 1991 году на восточную и западную части, которые зажили каждая собственной административной жизнью, тоже сравнимы.
В конце лета Восточное Бирюлево поднялось на первое место среди московских районов по количеству новостроек: на продажу было выставлено более 20 новых корпусов. Но и этот феномен объясняется просто: Западное Бирюлево просто застраивалось раньше. Средние цены квадратного метра что в Западном, что в Восточном Бирюлеве практически равны – в районе 130 тыс за кв. м (при средней цене по Москве около 180 тыс рублей за метр).
Пять лет назад, когда Росстат перевел муниципальную статистику в категорию "открытой", раздел по Москве оставался еще некоторое время закрытым. Сейчас он доступен, и там можно почерпнуть данные, которые цитировались выше и многие другие данные. Нет там только данных об этническом составе столичных муниципальных образований. Почему нет, понятно: в открытом доступе такие данные – опасное идеологическое оружие.
Вероятно, по той же причине среди "открытых" нет данных и по числу иностранцев. Иностранцы в Бирюлево и других районах Москвы понятно какие, и эти данные косвенно отвечали бы на тот же вопрос: кто живет в Бирюлево?
По этой статистке Западное Бирюлево опять-таки в середняках. Тут рождалось 87,5 – 88,5% этнических русских, что на один процент больше, чем в соседнем Восточном Бирюлево, но на целых пять процентов меньше, чем на северо-западе Москвы, где доля новорожденных "титульной нации" достигала 92 %.
Стабильность превыше всего
Еще одну возможность понять гипотетический "эффект Бирюлева" дает статистика выборов, как мэра Москвы, так и последних президентских выборов годом раньше.
За Сергея Собянина в Западном Бирюлево проголосовало 64,24% избирателей, за Алексея Навального – 18,58%. Выше процент голосов, поданных за Собянина, был только в Новомосковском АО (то есть "Новой Москве) – 69,48% (15,61% – за Навального), районе Некрасовка за МКАД, состоящем из 4 улиц – 67,51(14,83) и Капотне – 65,88% (16,79%).
Интересно, что в Восточном Бирюлеве результат заметно отличался: 58,91% за Собянина и 20,9% за Навального.
Похожая картина была на президентских выборах. Тогда еще не было отдельного голосования в Новой Москве, поэтому лидером по голосам, поданным за Владимира Путина, стала уже известная нам Некрасовка – 56,76% (12,33% некрасовских избирателей проголосовали за Прохорова). На втором месте с небольшим отрывом от лидера шли Капотня – 54,46 (12,16) и Западное Бирюлево – 54,19 (13,33).
Отрыв Восточного Бирюлева от Западного на президентских выборах был не столь драматичен – 51,7 (14,98), и в целом все соседи Западного Бирюлева проголосовали за Путина более дружно, чем подавляющее большинство других районов Москвы.
Свой среди чужих
Итак, что мы имеем, если отставить эмоции и конспирологию насчет особых коммерческих интересов неких криминальных структур на территории района Западное Бирюлево?
Имеем московский спальный район, слегка перегруженный представителями не титульных наций, но по московским меркам перегруженный не критично, а если брать только юг Москвы – то даже меньше, чем соседние районы.
При этом район сравнительно старый, застроенный раньше, чем многие соседние районы, а потому менее привлекательный с точки зрения приобретения жилья или аренды для тех новых москвичей, кто более или менее состоятелен. Зато привлекательный по цене для тех, кто готов зацепиться в Москве любой ценой.
Район, где живут стабильно лояльные власти избиратели.
Иными словами, ничем особенным, никакой географической, инфраструктурной, или ментальной аномалией Западное Бирюлево от других районов юга Москвы не отличается. По крайней мере, настолько сильно, чтобы нынешние события здесь можно было бы приписать этой аномалии. Вероятно, то же самое могло случиться и в соседних с Западным Бирюлево районах, и в Капотне, да и по большому счету – в любом другом спальном районе Москвы.
Но "западно-бирюлевскую аномалию" уже ищут. И возможно, мы скоро узнаем, что или кто мешает нам жить в Москве дружно, и сможем успокоиться. До следующего подобного инцидента в другом районе Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции