Рейтинг@Mail.ru
Освободятся ли россияне от мобильного рабства - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Освободятся ли россияне от мобильного рабства

© Fotolia / Andres RodriguezДевушка разговаривает по мобильному телефону
Девушка разговаривает по мобильному телефону
Читать ria.ru в
Мобильное рабство – вовсе не в том, что при смене оператора надо менять телефонный номер, уверена Анна Каледина.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал во вторник постановление, которое условно называют "отменой мобильного рабства". Этим документом правительство установило правила финансирования сохранения мобильного номера при смене оператора (MNP, Mobile Number Portability). Для россиян эта услуга, как планируется, будет доступна с 1 декабря.

История сохранения номера при переходе от одного оператора к другому, пожалуй, может претендовать на высокое место в рейтинге законотворческих "долгостроев". Впервые вопрос об отмене мобильного рабства подняли в 2002 году. В 2005-м Министерство информационных технологий и связи разработало правила сохранения телефонного номера, а в 2009-м Минсвязи поддержало идею отмены "мобильного рабства".

Но несмотря на явную популярность меры, процесс двигался с нано-скоростью. Быстрое решение вопроса явно было невыгодно "большой тройке" крупнейших операторов: МТС, "Вымпелкому" и "Мегафону", которые тратят огромные средства на привлечение абонентов. А чем их удержать? Конечно, можно высоким качеством услуг и конкурентоспособными тарифами. Но это сложно. Проще держать клиента за счет номера, от которого приходится отказываться при переходе к другому оператору.

Процесс сдвинулся с мертвой точки, когда активизировались альтернативные операторы, среди которых и государственный Ростелеком. Компаниям, у которых мало сотовых абонентов, введение услуги сохранения номера – удобный способ переманить абонентов у мэтров рынка. Идею поддерживала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), поскольку ее реализация способствует развитию конкуренции. Весной прошлого года Дмитрий Медведев, который в тот момент еще был президентом, поручил правительству проработать возможность сохранять номер телефона при смене сотового оператора.

И уже к концу года появился закон, который с 1 декабря 2013 года утвердил право сохранять номер. Операторы, правительство и профильные ведомства получили почти год на реализацию закона.

На 100 рублей оператора – 100 рублей абонента

Сотовые операторы продолжают утверждать, что сохранение номера – мера ненужная и очень затратная. Приводятся расчеты, что расходы всех сотовиков на это составят 400 млн долларов. Правда, как говорят независимые эксперты, сумма преувеличена в разы.

Так, потребуются средства на создание единой базы номеров (ведь сейчас они хранятся в каждой компании) "перебежчиков". За внесение каждого номера, что следует из подписанного Медведевым постановления, компании придется заплатить 100 рублей. Но те же 100 рублей можно взимать с абонента, который меняет оператора. Кроме того, если и этих денег будет недостаточно, то в ход пойдут средства резерва универсального обслуживания (операторы с выручки платят определенный процент, и из этих денег формируется резерв).

Именно поэтому вице-премьер Аркадий Дворкович, который выступил с пояснениями к постановлению, уверен, что затраты сотовиков будут минимальными. Они будут, но оцениваются не сотнями, а десятками миллионов долларов.

Некоторые эксперты считают, что свои затраты на реализацию новации операторы легко компенсируют за счет все тех же абонентов. Например, за счет повышения тарифов. В любом случае, введению новой услуги крупные операторы сопротивляются больше из-за того, что не хотят отпускать абонентов на волю. Кстати, это характерно для всех стран, где введена услуга переноса номера.

Но нужно ли сотовикам опасаться нововведения? Побегут ли абоненты к конкурентам, имея возможность сохранить номер?

Очень спокойный переход?

В прошлом году исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru спросил у абонентов, будут ли они менять оператора, если получат возможность сохранить номер?

Подавляющее большинство (59%) людей отрицательно ответили на этот вопрос. Причем опрошенные привели три причины, почему не будут менять оператора. Первая – "Зачем менять шило на мыло? Не вижу никакой пользы". Многие люди считают, что качество связи у всех примерно одинаковое, и, мягко говоря, неидеальное. Да и тарифная политика у сотовиков не слишком гуманная. Некоторые опрошенные и вовсе уверены, что у них списывают со счета лишние деньги.

Вторая позиция – "Меня все устраивает. И качество связи и тарифы", поэтому искать от добра добра не имеет смысла. А третью позицию высказали консервативные и инертные потребители услуг сотовиков. "Всем этим надо заниматься – выбирать оператора, идти в офис, писать какие-то заявления…".

Сама, если честно, отношусь к последней категории. Давно не устраивают расходы на связь, но все руки не доходят, чтобы изучить тарифы и заменить свой на более выгодный.

Мне кажется, что возможность сохранения номера при смене оператора уже сильно устарела. Хороша ложка к обеду. И обед этот состоялся как раз больше 10 лет назад, когда вопрос об этом впервые подняли. Именно тогда формировалась база, люди дегустировали услуги операторов, примерялись к ним. Но за это время много воды утекло. Большинство абонентов уже успело прогуляться по всем операторам и остановиться на наиболее устраивающем. Немало людей уже имеют симки сразу нескольких компаний. Поэтому вряд ли переходы будут массовыми.

Как показал опрос Superjob.ru, только 12% людей выразили готовность сменить оператора, в основном из-за недовольства качеством услуг своей компании, а также в надежде, что есть сотовики с более выгодными тарифами.

Почти треть (29%) опрошенных затруднились с ответом. Но думается, что и они присоединятся к нежелающим менять оператора, когда узнают, что за услугу нужно будет заплатить. Кроме того, планируется, что если абонент захочет снова вернуться в прежнюю компанию или попробовать еще какую-нибудь, то такой возможности он будет лишен. Мораторий может быть установлен на период от нескольких месяцев до двух лет.

Эксперты также не ждут массовых переходов. Как показал опыт перевода номера в других странах (а такая услуга введена уже в 72-х из них), самый распространенный сценарий – 10% переходов в первый год. Бывают, конечно, и исключения в обе стороны. Например, в Турции услуга MNP стала настоящим переворотом. За два года 60% турецких абонентов сменили оператора. Но там одна из компаний устроила настоящий демпинг, что и привлекло к такому результату.

России же некоторые эксперты пророчат португальский очень спокойный сценарий, поскольку у нас весьма схожи условия рынка сотовой связи. В Португалии миграция абонентов составляет примерно 3% в год.

Эксперты высказывают опасение, что к 1 декабря, когда должно пасть мобильное рабство, не все операторы будут готовы предоставлять услугу сохранения номера. В частности, из-за того, что Минсвязи пока не приняло почти половину необходимых нормативных актов. До сих пор даже непонятно, кто будет оператором единой базы номеров. Есть мнение, что с 1 декабря услугу запустят в неполном режиме, создав некую очередь из желающих поменять операторов, что фактически будет означать переходный период для реализации закона.

Мобильное рабство навсегда

Впрочем, самое ли это главное, если от мобильного рабства россиянам все равно не удастся избавиться? У меня есть приятельница, которая, когда говорит, автоматически делает движения пальцами, будто набирает SMS на телефоне. Зависимость от постоянного общения "руками" у нас высока. Ведь 20% россиян отправляют по 100 или больше SMS в день, причем часто без особой нужды.

Наверное, каждый из нас встречал таких людей, кому не хватает телефона. Они постоянно похлопывают по сумке или карману, чтобы убедиться, что их коммуникационное устройство на месте. А многие чувствуют себя плохо, если забыли телефон, или постоянно проверяют, не пропущен ли вызов или сообщение.

Вот оно где, мобильное рабство. Сохранение номера при смене оператора в этом смысле ничего не изменит. Тут нужна революция. Например, в виде появления нового типа устройств для общения. Но это уже совсем другая история другой зависимости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала