Рейтинг@Mail.ru
Как поссорились Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как поссорились Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина

Читать ria.ru в
Центральным моментом в споре двух известнейших музеев России Алена Солнцева считает нерешенные вопросы реституции.

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Тихо тлеющий с 2005 года конфликт между двумя музеями вдруг разгорелся ярким пламенем. Выступив на "прямой линии" президента Владимира Путина, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова озвучила свою давнюю идею о воссоздании в Москве Музея нового западного искусства, закрытого в 1948 как идеологически вредный. Путин ответил: "Я не против, но нужно, чтобы вопрос был обсужден".

Обсуждать предстоит не столько вопрос о восстановлении закрытого музея, сколько судьбу его коллекций, в основе которых — знаменитые частные собрания Щукина и Морозова. Большая часть этих коллекций оказалась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, но 316 картин, в том числе — известнейшие полотна Матисса, Пикассо, Моне, Сезанна и других художников рубежа 19-20 веков, были отданы Эрмитажу и сейчас составляют часть его экспозиции. Ирина Антонова предлагает вернуть их в Москву.

Эрмитаж, как и всякий музей, ревниво относящийся к своей коллекции, отдавать картины не хочет. И вот теперь Антонова обратилась к Путину.

Кто примет решение

Сигнал получен, правительственное поручение дано, Департамент культурного наследия Минкульта должен изучить вопрос и до 15 июня представить аргументированное мнение. Кто именно будет изучать и обсуждать — тоже вопрос. В Минкульте ссылаются на экспертный совет, но там нет такого органа — есть Координационный совет, есть Общественный. И есть недавно назначенный главный куратор российских государственных музеев — собственно Ирина Антонова. Есть, конечно, и независимые эксперты, но никаких полномочий у них нет. Да и доверие к экспертам в стране невысоко.

Остаются официальные институции: Союз музеев России (президент — директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), Международный совет музеев (ИКОМ), членом которого является Россия (президент российского Комитета — Владимир Толстой). Видимо, их позиция и будет учитываться. Но окончательное решение будет принимать Владимир Путин или его советники.

Меж тем проблема очень сложная и очень, скажем так — взрывоопасная. Но это не всем очевидно.

Путинская реабилитация после сталинских репрессий

Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Ирина Антонова видит ситуацию простой и ясной. Впервые она выступила с этой инициативой в декабре 2005 года на пресс-конференции, посвященной открытию при ГМИИ Галереи стран Европы и Америки XIX-XX веков. Тогда упор был сделан на воссоединение в Москве коллекций Щукина и Морозова, на основе которых в 1923 году и был создан Музей нового западного искусства. Сейчас главным аргументом стало восстановление исторической справедливости на уровне государства. В одном из своих интервью Ирина Антонова сформулировала прямо: "Решение ликвидировать музей было принято государством за подписью Иосифа Виссарионовича, новое решение должно быть принято государством за подписью Владимира Владимировича".

Для Ирины Антоновой восстановление музея, закрытого в 1948 на волне борьбы с космополитизмом, означает исправление идеологической ошибки: "Слава богу, не погубили картины, не продали на Запад, а лишь разделили между Москвой и Ленинградом. Тем не менее, это акт идеологического насилия". "Возвращение картин в Москву было бы таким же актом, как реабилитация людей после сталинских репрессий".

Этот мотив не слишком ясно был прочитан в выступлении Антоновой во время прямой лини с президентом, но в многочисленных интервью она упорно подчеркивает именно его.

"Последний ресурс Москвы"

По мнению Антоновой, если коллекции Музея нового западного искусства снова соединить, добавить к ним что-то из собрания ГМИИ, расположить экспозицию в бывшем здании Института философии (Голицынский музей), входящем в состав "Музейного городка" на Волхонке, в Москве появится "самый старый в мире музей современного искусства" (как бы странно это сочетание не выглядело).

Уникальное собрание картин Матисса, Пикассо и других выдающихся художников способно сильно повысить статус новой художественной институции, которая, как подчеркивает Антонова, может и не быть частью ГМИИ, но факту ею будет являться.

Никаких особых препятствий к такому решению она не видит, по ее мнению, это "право государства — изъять часть коллекции и передать в другой музей, если государство считает это целесообразным". "Произведения искусства — государственная, а не эрмитажная собственность. Так же, как и наши картины — это не собственность музея. Мы только храним, а государство имеет право изымать и передавать".

Однако именно в этом вопросе у Антоновой есть оппоненты.

Эрмитаж хочет неприкосновенности

Прежде всего, это Михаил Пиотровский. Во время прямой линии президент сразу обратился к директору Эрмитажа, который очень вовремя оказался на связи (что дало повод наблюдателям говорить о хорошей подготовке выступления Антоновой), с вопросом: а ваше какое мнение?

Пиотровский был, вероятно, застигнут врасплох, и сумел лишь сказать несколько непонятных широкой публике слов о том, что "музейные дела стыдно выносить на обсуждение", что это "ссорит людей", "вымывает интеллигентность из наших отношений", и даже употреблял такие выражения, как злость, донос, и драка. Непосвященным это могло показаться странным.

Позже директор Эрмитажа сформулировал свое отношение, которое оказалось весьма резким. "Мы должны быть неприкосновенны", — сказал Пиотровский, и отметил, что начинать восстанавливать музеи, которые пострадали от действий советской власти, нужно с Эрмитажа, "поскольку он пострадал куда больше остальных".

© РИА Новости / Алексей ДаничевДиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки из цикла "Возрожденные шедевры" картины Эдгара Дега "Площадь Согласия".
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки из цикла Возрожденные шедевры картины Эдгара Дега Площадь Согласия.

Пересмотр результатов национализации

В российском правовом пространстве нерешенными остались несколько важных вопросов, прежде всего, это вопросы реституции. Скандалы в этой области были вызваны отсутствием определенности в позиции российского государства по отношению к перемещенным ценностям, трофеям, национализированному имуществу.

В общем, как ни странно, но вопрос собственности для этого, по видимости культурного, спора — центральный. Будет ли создан прецедент, который позволит в дальнейшем решать проблемы музейных собраний волюнтаристским образом? Или будут созданы механизмы, позволяющие охранять целостность музейных коллекций, которые являются, в лучших своих случаях, результатом сложной профессиональной работы?

Сейчас предложение Ирины Антоновой, например, поддерживает внук Щукина Андре-Марк Делок-Фуко, потому что считает это первым шагом к возвращению и самих коллекций: "Идея г-жи Антоновой означает отмену преступного приказа Сталина 1948 года. Аналогична и цель моей семьи — добиться отмены российским правительством указа Ленина 1918 года, разграбившего коллекцию Щукина. Как я могу в такой ситуации не поддержать усилий г-жи Антоновой?"

Вопрос о возвращении части бывших собраний музеев для России, с ее перелопаченным во время бесконечных культурных революций наследием, при которых, как правило, законы приспосабливали к сиюминутным нуждам, может сильно всполохнуть музейное сообщество, понимающее, что в Эрмитаже процесс начнется, но не кончится.

Нельзя вернуться в прошлое

Есть и еще одно обстоятельство. Создание в Москве музея "нового западного искусства", в котором основу коллекции составят работы художников конца XIX — начала XX века, кажется уместным только людям, не понимающим, насколько все изменилось в этой области в XXI веке. Конечно, Ирина Антонова — очень уважаемый музейщик, но она не слишком большой авторитет в области современного искусства. Сама она вспоминает: "В 1960 году мне довелось быть комиссаром на Биеннале в Венеции. Я тогда здорово во все это вникла, но это был 1960-й, с тех пор произошло много изменений". Действительно, за 50 лет изменений произошло так много, что сегодня концепция музея современного искусства должна выглядеть совершенно иначе, чем в 1923 году, и чем в 1948-м.

С тех пор и ГМИИ и Эрмитаж тоже изменились, в том числе и благодаря коллекциям Щукина и Морозова. Знаменитый историк искусства Андрей Чегодаев занимался распределением работ между ГМИИ и Эрмитажем и вспоминал об этом так:

"Музей изобразительных искусств имени Пушкина прославили на весь мир не гипсовые слепки античной и ренессансной скульптуры и даже не шедевр Рембрандта "Эсфирь, Аман и Артаксеркс"… До войны он был второстепенным музеем. Он прославился благодаря картинам Музея нового западного искусства. Закрыть такой музей в Москве было вандализмом. Но вследствие того, что картины из него попали в Пушкинский музей, он вошел в число самых знаменитых музеев мира".

Как ГМИИ отнесется к идее вернуть картины в помещение особняка Морозова на Пречистенке, где собственно и располагался ГМНЗИ?
Уважение к истории возникает, в том числе, и от уважения к ее течению, к тому, как складываются и наслаиваются друг на друга пласты времени.

Нельзя отменить прошлое. 1948 год уже не вернешь, даже самой сильной волей на свете; прошедшие с тех пор пятьдесят лет тоже стали историей. Благодаря усилиям не одного поколения людей, вложивших свой труд и в собрание Эрмитажа, и в собрание ГМИИ, эти два крупнейших российских музея составляют гордость России.

И могли бы, объединившись, устроить например, огромную выставку в память коллекций Морозова и Щукина, где работы классиков западного авангарда висели бы рядом с произведениями их российских современников и последователей. Такая выставка, подготовь ее тщательно и толково музейное сообщество, могла бы стать событием не только для Москвы и Петербурга, но и для всего мира. В общем, есть разные способы, не только взять и поделить…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала