Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Российский Superjet в Индонезии погубили пилоты и карты. Индонезийские власти во вторник опубликовали официальный отчет о причинах катастрофы российского авиалайнера Sukhoi Superjet в демонстрационном полете 9 мая 2012 года. Что нового удалось узнать майских событиях за прошедшее время?
Как все было
9 мая 2012 года лайнер Sukhoi Superjet SSJ-100 бортовой №97004, совершавший демонстрационный полет над островом Ява, исчез с экранов радаров. После длительных поисков обломки самолета были найдены утром 10 мая на вертикальном склоне горы Салак. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту.
Что машина делала в Индонезии
Индонезия, наряду с Мексикой и Арменией, выступает стартовым заказчиком самолетов Superjet. Но есть одна особенность: начертание береговой линии Индонезии (большое количество островов со сложным рельефом) провоцирует эту бурно растущую и стремительно индустриализирующуюся страну к развитию региональной авиации. И здесь новая машина фирмы Сухого приходится очень кстати. Отсюда и повышенный интерес Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) к индонезийскому рынку.
В чем установленная причина катастрофы
Причина падения лайнера – так называемый "человеческий фактор": ошибки пилотирования и отклонения от плана полета. Важнейшим элементом, приведшим к падению, стало игнорирование и последующее отключение системы TAWS (Terrain Awareness and Warning System), сигнализировавшей о сближении с землей. Кроме того, картографическое обеспечение полета было признано неудовлетворительным: проще говоря, экипаж имел неточные электронные карты района.
Какие выдвигались версииак ни странно, наблюдателей все это время не жаловали обилием вариантов причин катастрофы. Нарушение плана полета, ошибка пилотирования и проблемы с картографическим обеспечением назывались сразу и в качестве основной версии. Техническую неисправность и теракт исключили довольно быстро и больше к ним не возвращались.
Есть ли разночтения в версиях
Есть, но несущественные. Российская сторона, признавая основной вывод индонезийцев о "человеческом факторе", акцентирует внимание на том, что наземные службы в районе полетов работали с нарушениями. В частности, директор ЛИИ им. Громова Павел Власов, входивший в комиссию по расследованию от РФ, отметил, что факт пропажи самолета с радаров был обнаружен только спустя 24 минуты после факта столкновения. Это говорит о наличии проблем в обеспечении полетов индонезийской стороной.
Что все это означает для оставшихся в живых
С узкопрофильной, циничной точки зрения вывод индонезийских властей для отечественного авиапрома вполне допустим. Superjet – эталонный экспортный товар, витрина новой гражданской авиации российского производства. Поэтому любые выводы о технической неготовности самолета были бы восприняты руководством ОАК и ОКБ Сухого крайне болезненно. А человеческий фактор тем и хорош, что мертвые сраму не имут.
Как выводы комиссии отразятся на рыночных перспективах "суперджетов"
По всей видимости, никак. Наиболее вероятными заказчиками SSJ-100 в массе своей все равно планируются российские авиакомпании; на внешнем рынке самолет в силу специфической ниши пока идет туговато и падение не сильно отразилась на его маркетинге. Однако и в этой нише катастрофа по причине "человеческого фактора" не может считаться причиной отказа от закупок лайнера иностранными авиакомпаниями, заинтересованными в самолетах именно такого класса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции