Александр Зиновьев возвращается во Францию

Спектакль Живи в театре Дуэнде в Париже. 22 апреля 2018Спектакль Живи в театре Дуэнде в Париже. 22 апреля 2018

Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня", президент Международного общества "Россия — Германия"

22 и 23 апреля 2018 года в Париже, в театре "Дуэнде" состоялась мировая премьера спектакля "Живи!" по одноименному роману всемирно известного русского писателя Александра Зиновьева. Спектакль является свободной адаптацией Авроры Гоберт романа Александра Зиновьева "ЖИВИ!". И я рада, что смогла помочь в реализации этого спектакля, предоставив авторские права на эту постановку.

Жить или не жить? Летать или ползать как червь? Пьянствовать или придавать смысл абсурду повседневной жизни под диктатурой бюрократии? Вот такая социалистическая реальность СССР 80-х годов. Как громовой удар — избрание Горбачева. Его обещания светлого будущего рождают самые смелые мечты. Обильный рыночный дождь окрылил даже дремлющую российскую провинцию, и земляные черви вышли из своих нор. Перед глазами зрителя открывается скрипучая фреска — Гамлет на земле Кафки.

Сценарий: Аврора Гоберт

Декорации: Люси Катала

Дизайн и постановка: Ирен Рэнсон при содействии Авроры Гоберт

Звуковое оформление: Джонатан Роберт

Артисты: Грегори Шарпенне, Даниэль Хорн, Лори-Энн Масе,

Винсент Моррисс, Фредерик Румау, Марго Трамонтана.

Адрес театра в Париже: 23, rue Hoche Ivry sur Seine 94200

Из книги Павла Фокина "Александр Зиновьев, или Прометей отвергнутый"

Роман "Живи" вышел в 1989 году в издательстве "L'Age d'Homme" на русском и французском языках. Возможно, одна из самых трагических книг мировой литературы. Хотя ничего особенного в ней не происходит. Обычный провинциальный город. Повседневность. Работа. Соседи. Друзья-товарищи. Любовь. Ожидание смерти. Всё как у всех.

Как бы, как у всех.

На самом деле, всё не как у всех. Потому что всё — никак. Унылый провинциальный Партград, окружённый болотами, зонами и вредными производствами. Однообразная повседневность. Бессмысленная работа. Злобные соседи. Убогие друзья-товарищи. Неразделённая любовь. Исход жизни.

"Живи" — Книга Небытия. Всё особенное случилось до её начала. Её герои — уроды. Физические. Инвалиды. Они созданы не по Образу и Подобию. Их родила не Мать-Природа. Они — выкидыши Прогресса. Они обречены жить вне Жизни. Помимо Жизни. Вопреки Жизни.
Обречены жить. Как все.

Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга Зиновьева
Александр Зиновьев и реальность планируемой истории
Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, родился без ног. Его знакомцы-друзья — безрукий и слепой. Тоже инвалиды по рождению. Гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" он ставит в предельно крайней форме: "Что лучше — родиться, страдать и потом навеки исчезнуть или совсем не появляться на свет?". Из жизни он выброшен ещё до появления на свет. От него отказались родители. От него отказываются окружающие, своей помощью или безразличием умножающие его отчуждение. От него отказывается любимая женщина. У него нет прошлого. У него не может быть будущего. "Быть или не быть — для нас тут ни-какого выбора нет. Допустим, не быть. Но что изменится в мире от того, что я не буду жить? Что выгадает от этого человечество? <…> Допустим, быть. Что имеет от этого человечество? Кому я причиняю зло и мешаю жить? Много ли добра я вношу в мир? Кому я нужен?"

У него есть только ненастоящее настоящее. У него прозвище — Робот.

"Рассвело, и я выбросил из головы гамлетовскую проблему. Вечные проблемы вообще суть проблемы ночные".

Он встаёт: подтягивается на руках на специально приспособленных для этого кольцах, вставляет своё тело в приспособление, изображающее ноги, приводит их в рабочее состояние и идёт — в туалет, на кухню, по лестнице во двор, на улицу, на работу, в кабинет директора, в столовую, в "клуб" местных алкоголиков в детской песочнице, обратно домой, к гамлетовским вопросам — "стараясь не скрипеть "ногами"". Он "работает" испытателем протезов на фабрике по их производству — пишет никому не нужные отчёты. А когда не занят этим бесполезным трудом, мечтает о невозможном — о Любви. Его жизнь одновременно пуста и избыточна.

У него есть настоящее настоящее. Его зовут Андрей Горев.

Член Зиновьевского клуба Алексей Панкин
Александр Зиновьев: своевременность признания
"Живи" — роман философский. Уродство Горева — реализованная метафора отщепенства. Окружающим нет заботы предпринимать какие-либо усилия, чтобы отторгнуть его от себя. Он отторгнут от них самим своим телесным дефектом. Зиновьев, не снимая социальной остроты вопроса, выводит проблему отщепенства на метафизический уровень. Устами своего героя он формулирует главный для него вопрос бытия: можно ли в одиночку прожить жизнь, достойную Человека? Сохраниться в качестве личности с теми данными, какие человек получил от рождения, и в том виде, в каком он представляет себе личность, имея в качестве судьи лишь самого себя и не имея никаких союзников, идущих с ним до конца? Иначе говоря, достаточен ли человек для самого себя в качестве опоры и критериев личности?

Жизнь Горева — художественно-философский эксперимент Зиновьева. Вернее — осмысление собственного жизненного эксперимента.

 

Спектакль "Живи" в театре "Дуэнде" в Париже. 22 апреля 2018
Спектакль "Живи" в театре "Дуэнде" в Париже. 22 апреля 2018

Проверка его результатов. Горев находится на пределе экзистенции. Вернее, уже перешагнул его своими отсутствующим и ногами. Вместе со своим автором. Зиновьев — философ, преодолевший экзистенциализм. Горев похож на "Постороннего" Камю, но он не посторонний. Мир видится ему в самой абсолютной своей полноте. Он сложил ему свою "осанну":

"Ровно в девять ноль-ноль я вхожу в свою каморку, которую из вежливости и престижных соображений называю кабинетом. Отпираю ящички и шкафчики. Передвигаю телефонные аппараты. Заглядываю в мусорную корзину. Испытываю на прочность стул. Убедившись в том, что всё на месте и всё в порядке, сажусь на стул, слегка откидываюсь назад и вперяю взор в грязное пятно на потолке. Я ощущаю гармоническое единство со стулом, столом, мусорной корзиной и всем остальным Мировым Целым. Как хорошо, что есть такое замечательное учреждение, дающее мне хлеб насущный и эту каморку, отделяющую меня от остальной Вселенной и тем самым присоединяющую к ней! Я теперь не просто обрубок нормального человека, а исполинское неземное существо, мчащееся через бесконечное пространство в бесконечном потоке времени на гигантском корабле-планете". И на этом гигантском корабле-планете" чувствует каждый шорох, каждое трепетание жизни. Видит и муху, и муравья, и червяка, ползущего по асфальту.

Продюсер Дмитрий Куликов на презентации экспертной исследовательской площадки Зиновьевский клуб
Александр Зиновьев и новая постмарксистская философия
Он неустанно молится одним только словом "Живи!". Это "Живи!" обращено ко всем. Ко всему. "Раз возник, живи. Живи, несмотря ни на что.

Родился крысой — живи крысой. Родился орлом — живи орлом. Придёт твой срок, и ты исчезнешь навечно. А пока живёшь — живи. И радуйся самому факту жизни". Без ног. Без рук. Без глаз.

Тем более — с ногами, с руками, с глазами.

Когда-то поэт вопрошал:

Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

Ответ Горева: "Живи!"

Ответ Зиновьева: "Живи!"

"Живи" — это величайший укор человеку и человечеству, идущим "на своих двоих" в небытие. Укор из небытия. Книга-предупреждение. Книга-оклик. Книга-мольба.

Книга-требование.

Зиновьев — постэкзистенциалист. Он принимает жизнь без оглядки на наличие или отсутствие в ней смысла. На наличие или отсутствие в ней справедливости. На наличие или отсутствие в ней Бога. Принимает как данность. Как факт. Без любви и ненависти. Без радости и проклятий.

Для него нет вопроса:

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Живи!

Жизнь — это вызов. Из небытия.

Зиновьев его принимает.

Жизненный эксперимент Горева закончился крахом.

Зиновьев продолжал свой эксперимент до 2006 года.

Политолог и философ Фрэнсис Фукуяма
Зиновьев и Фукуяма: прогнозы истории
"Живи" — это одна из частей большого романа "Искушение". Первые две части ("Иди на Голгофу" и "Евангелие для Ивана") были напечатаны ранее. Последний роман из цикла "Искушение" — "Революция в Царьграде" и тематически был связан с "Катастройкой". При этом, как и другие книги этого цикла ("Иди на Голгофу", "Евангелие для Ивана", "Живи"), роман, предлагая социологический аспект изображения действительности, во многом принадлежит философскому жанру.

Театр был полон молодыми, заинтересованными зрителями. Ни шороха в зале, никакого движения. Зрители поглощают спектакль, внимают ему, погружаясь в атмосферу, казалось бы, незнакомой русской провинции, но получается, что человеческие проблемы далёкого провинциального города Партграда перекликается с сегодняшними заботами людей в столице Франции.

Меня, признаться, поразила смелость Авроры Гобер, погрузившейся в книгу "Живи!" на полтора года и нашедшей компактное сценическое решение малыми, скупыми и потому выразительными средствами. Артисты ансамбля, костюмы, лапидарная сцена, — всё работало на максимальную выразительность, тронувших души зрителей, среди которых были и члены Французской Академии. Шквал благодарных аплодисментов — абсолютно заслуженная награда исполнителям и создателям этого блиц-спектакля на сцене переполненного театра "Эль Дуэнде" в Париже.

Алексей Блинов, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня, кандидат юридических наук, магистр политических наук. Архивное фото
Китай понимает, кто такой Зиновьев. А понимает ли Россия?
Сцена наполнена мыслью и страстью, болью и отчаянием, грубостью и нежностью, надеждой и безысходностью. Mais c'est la vie? Да, она такова, эта жизнь. Для главного героя — великолепного, страшного и яркого Gregory Charpenne, убедительного — она ещё переполнена априорным приговором к эрзац-жизни. Огромное сердце, сияющие глаза, переполненные любовью и мудростью обречённого человека, и желанием любви. Он понимает бесцветность и пустячность Насти, её неразборчивость в отношениях с другими; он понимает тем не менее её страдания, неся их через себя…

Спектакль "Живи" в театре "Дуэнде" в Париже. 22 апреля 2018
Спектакль "Живи" в театре "Дуэнде" в Париже. 22 апреля 2018

Многого стоит сакральная, целомудренная сцена, когда измученная ожиданием Солдата (не ставящего её ни в грош), она спрашивает у Андрея Горева, можно ли ей переночевать у него. Он соглашается и охраняет её сон, боясь прикоснуться к ней. Рука тянется к её волосам, плечам, но Робот тут же себя останавливает. Она, его богиня, — неприкасаема, она охраняется его преданной, неразделённой любовью.

Театр "Эль Дуэнде" планирует готовить театральную постановку по другому роману Александра Зиновьева "Иди на Голгофу".

Моему полуторачасовому интервью для радио "Courtoisie" я дала название "Возвращение Александра Зиновьева во Францию". С этим безусловно согласилось и RFI — Международное радио Франции.

Надеюсь, труппа сможет приехать в Москву в 2019 году на ХХ Чеховский фестиваль, чтобы показать столичному театралу вечер одноактных постановок по романам нашего великого русского писателя Александра Зиновьева, которого во Франции ещё при жизни причисляли к классикам.

Зиновьевский клуб
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена