МОСКВА, 16 фев — РИА Новости. Десять лет назад президент РФ Владимир Путин выступил на Мюнхенской конференции по безопасности с речью, в которой он обрисовал взгляды России на основы международных отношений, на главные вызовы, стоящие перед мировым сообществом и пути их преодоления.
Организаторы Мюнхенской конференции, видимо, это хорошо понимают – не случайно они пытались пригласить Путина выступить в 2017 году, в юбилей его знаменитой речи.
Мюнхенская конференция была основана в 1963 году как "заседание представителей оборонных ведомств" стран-членов НАТО. В настоящее время это международный дискуссионный форум, собирающий политиков, дипломатов, военных, бизнесменов, научных и общественных деятелей из более чем 40 стран мира (участников НАТО и Евросоюза, а также государств, играющих важную роль на мировой арене — России, Китая, Японии, Индии и других).
Зря не прислушались
"Отдельные нормы, да, по сути — чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну, кому это понравится?" — возмущался российский президент.
"Его речь была воспринята всерьез, но не привела к осмыслению и изменению политики. Ее восприняли как гнев России, как то, что Россия недовольна, а то, что он, вообще-то, предупреждал о каких-то серьезных вещах, о дисбалансах, которые с неизбежностью приведут к перекосам и проблемам, это предпочли списать на неудовлетворение России своим положением, что имело место, безусловно. Но в дальнейшем выяснилось, и это стало проявляться почти сразу, 2008 год мы помним крупный конфликт, что Путин, в общем, предупреждал об опасностях, которые потом начали происходить", — считает эксперт.
Усугубляет ситуацию то, что центр прошлого доминирования – США – сейчас и сам проходит через период неопределенности. "Что будет при (новом президенте США Дональде – ред.) Трампе сказать пока трудно, потому что Трамп пока пребывает в состоянии такого лихорадочного бросания из крайности в крайность и поиска каких-то своих подходов. Боюсь, что в ближайшие месяцы будет продолжаться такая вот чехарда, и мы, в общем, только после этого сможем понять, а чего он собственно хочет и самое главное, как он хочет этого добиваться", — отметил Лукьянов.
Не по-Ганди
"Ведь произошел же мирный переход к демократии в нашей стране? Ведь состоялась же мирная трансформация советского режима — мирная трансформация! И какого режима! С каким количеством оружия, в том числе ядерного оружия! Почему же сейчас, при каждом удобном случае нужно бомбить и стрелять?" — отметил российский президент.
"Силу либо не применяет никто, либо применяют все. Да, Путин критиковал, он говорил о силовых подходах, которые не учитывают интересы важных игроков, которые не учитывают обстоятельства. Когда он произносил эту речь, уже все было известно и понятно, были сделаны все выводы многочисленные относительно американского вторжения в Ирак, насколько деструктивным и бессмысленным оно было, но потом мы видели повторение схожей ситуации в Ливии. Путин говорил, что эти действия вообще никуда не ведут, опять же, его, в общем, не услышали, а тогда уже ничего не остается", — подчеркнул в связи с этим Лукьянов.
Нет доверия
"Появились принципиально новые угрозы, которые и раньше были известны, но сегодня приобретают глобальный характер, такие, как терроризм. Убежден, мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности", — говорил в Мюнхене российский президент.
Он подчеркнул, что сотрудничество в этой сфере необходимо, но "уровень взаимного доверия низкий, между Россией и США в частности".
"Это очень деликатная сфера, сотрудничество всерьез по борьбе с терроризмом, здесь нужно делиться сведениями, которые относятся к сфере национальной безопасности той и другой страны, поэтому как-то вот не получается. Боюсь, что сейчас, несмотря на то, что и США, и Трамп на это нацелен, но опять же, (экс-президент США Джордж — ред.) Буш 15 лет назад тоже был на это нацелен, доверия же нет не потому, что кто-то плохой или хороший, а потому что разбалансирована система и нет представления, как этот баланс восстановить. Баланс восстановится — появится доверие. И доверие здесь не в смысле, как человеческая теплота и понимание, а доверие как институциональный фактор, то есть возможность проверять и удостоверяться в намерениях и действиях партнера", — считает эксперт.
В свою очередь, вице-президент ПИР-центра, бывший начальник международно-договорного управления минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский высказал мнение о том, что широкий фронт по борьбе с терроризмом не состоялся, в том числе, потому что его потенциальные участники не могут договориться даже о том, кого считать террористами.
"Для одних террористы, для других — борцы за свободу, отсюда и происходит все непонимание. Мы пытаемся доказать американцам, что это террористические группировки, а они говорят: нет, это все-таки ближе к умеренной оппозиции", — отметил Бужинский.
Расширение НАТО как цирк и фарс
Вопрос открыт и сейчас. Во всяком случае, несмотря на обеспокоенность Москвы, НАТО продолжает курс на расширение. Последний шаг в этом направлении был сделан совсем недавно — 19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении Черногории в альянс. После его ратификации всеми странами-членами Черногория сможет стать полноправным членом НАТО. Как сообщил 14 февраля 2017 года генсек альянса Йенс Столтенберг, документ ратифицировали уже 24 страны НАТО из 28.
С ним согласен и Лукьянов. "Мне кажется, что расширение НАТО, по сути, остановилось. Вот этот вот цирк и фарс, который называется расширение НАТО на Черногорию, я бы всерьез не воспринимал", — сказал он.
По мнению Лукьянова, НАТО активно расширялась до тех пор, пока это почти ничего не стоило, а как только это оказалось очень затратным во всех смыслах мероприятием, "тут же желание сильно убыло". Кроме расходов есть и геополитические риски, и именно из-за них перспектив в НАТО нет, например, у той же Украины.
Очень точный диагноз
"По-моему, оценка мирового порядка, высказанная президентом Путиным в 2007-м, своей релевантности нисколько не потеряла. Я не говорю, что мир не изменился, потому что меняется он постоянно, но сложившаяся на данный момент общая ситуация и вправду представляет собой торжество тех принципов, от которых он призывал отказаться. США, ЕС и НАТО движутся в направлении, исключающем мир как между Россией и Западом, так и во всем мире", — сказал РИА Новости политический аналитик и бывший вице-спикер бельгийского парламента Лоде Ваноост.
Со своей стороны, сербский политолог Александр Павич высказал мнение, что тогда в Мюнхене российский президент очень четко определил главные "болевые точки" международной системы.
"В 2007 году Путину было очевидно, в каком направлении движется мир, и затем стало еще более ясно, насколько он был прав: последовало одностороннее провозглашение независимости так называемой Республики Косово, затем война в Грузии, спровоцированная столицами западных государств, агрессия против Ливии и вообще "Арабская весна". Ну, а затем и агрессия против Сирии, путч в Киеве и война на Украине", — отметил Павич.