Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Тысячи мирных жителей покинули подконтрольные боевикам районы Алеппо. При содействии российских военных из городских кварталов, удерживаемых террористами, за сутки с 8 по 9 декабря вышли около 8,5 тысячи человек, среди которых 2,9 тысячи детей, сообщил Центр по примирению враждующих сторон в Сирии.
Одновременно из восточных кварталов города, где в осаде находятся боевики, выходят те из них, кто решил прекратить сопротивление и сложить оружие. По решению президента Сирии Башара Асада все они получают амнистию.
Как сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сирийская армия приостановила активные боевые действия в восточных кварталах Алеппо, чтобы провести очередную, крупнейшую за все время операцию по выводу мирных жителей. По его словам, речь шла о колонне около восьми тысяч человек.
"Такой военной миссии еще не было"
За минувшие три недели войска сирийской правительственной армии и ополченцы освободили более 80% территории восточного Алеппо, захваченной террористами в 2012 году. В среду, 7 декабря, им удалось прорвать оборону боевиков в исторической части мегаполиса — Старом городе, что заставило террористов сосредоточиться в южных кварталах города, которые стали теперь последней зоной их сопротивления.
"Первоначально сообщалось, что на территории, остающейся у террористов, находится порядка 200 тысяч гражданских лиц. Если суммировать всё число людей, которым удалось выйти оттуда, то получится, что районы, контролируемые боевиками, покинула примерно половина мирных жителей. Сколько их там остается — очень трудно понять", — говорит военный эксперт.
Операция сирийских и российских военных в Алеппо беспрецедентна не только ее тактическими успехами, но тем, что сами действия войск выходят за рамки прежде проводившихся операций такого рода, утверждает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
"Они не только ведут боевые действия, но также доставляют туда большие объемы гуманитарной помощи и способствуют выходу из зоны боёв мирных граждан, организуют пункты информирования. Все это делают именно военные. Получается, что сирийские и российские вооруженные силы не просто воюют, но еще и решают задачи, обычно не свойственные миротворцам и вообще военным как таковым", — говорит Анатолий Цыганок.
Вашингтон обеспокоен
В свою очередь, спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил о необходимости рассмотреть возможность возобновления межсирийских переговоров.
"Возможно, сейчас самое время, чтобы серьезно посмотреть на возможное возобновление, посмотреть, когда и как мы можем провести политические дискуссии", — сказал де Мистура после заседания Совбеза ООН.
Барак Обама стремится хотя бы частично перехватить у России инициативу в Сирии, поскольку опасается, что Соединенные Штаты могут оказаться "за бортом" переговорного процесса, полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его мнению, для окончательного освобождения Алеппо потребуется еще около недели, и после того, как оттуда будут выдавлены последние боевики, начнутся масштабные переговоры.
"Обама, до истечения срока полномочий которого на посту президента остается буквально несколько недель, пытается развить активность, чтобы успеть задать тон американскому участию в Сирии и определенным образом задать некий алгоритм действий своему преемнику Дональду Трампу. Он намерен как бы сковать Трампа, заставив его продолжать собственную политику на Ближнем Востоке. Но это вовсе не значит, что Трамп будет продолжать действовать именно так, как этого хочет Обама", — считает Владимир Евсеев.
Опасная затея
Снятие Белым домом формальных ограничений на поставку сирийской оппозиции вооружений — весьма опасная затея, считают эксперты. Ситуация в Сирии предельно сложна, и любые виды вооружений могут оказаться как в руках умеренной оппозиции, так и в распоряжении радикалов.
Если у боевиков ИГ окажутся переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), то совсем не исключено, что они смогут сбивать ими, в том числе, и американские самолеты.
"Весь вопрос в том, поставки каких именно видов оружия будут осуществляться. Для штурма Ракки ПЗРК в принципе не нужны", — говорит Дмитрий Абзалов.
"Сбивать самолеты можно не только с помощью ПЗРК. Например, противотанковые ракетные системы точно так же могут быть применены для поражения воздушных целей", — утверждает Анатолий Цыганок.
"Именно потому, что новые поставки оружия в Сирию представляются весьма опасной затеей, высока вероятность, что в США реализация ее встретит сопротивление со стороны конгресса и неявный саботаж со стороны конкретных исполнителей. Все в Америке понимают, что Обама скоро покинет Белый дом, и вряд ли кто-то захочет брать на себя ответственность за его скоропалительные решения", — считает Владимир Евсеев.
"Решение Обамы о снятии ограничений на поставки оружия в Сирию носит общий характер. Поставки каждого конкретного вида вооружений потребуют одобрения конгресса", — поясняет Дмитрий Абзалов.