Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
На публичных дебатах, предваряющих второй тур праймериз, впервые проводимых французской партией "Республиканцы" для выдвижения кандидата в президенты страны, сошлись два бывших премьера Франции — Франсуа Фийон и Ален Жюппе. В предстоящее воскресенье французы определят, кому из них отдать предпочтение. При этом во Франции и за ее пределами мало кто сомневается, что на самих выборах весной победа достанется представителю именно этой правоцентристской партии. Социалист Франсуа Олланд сумел серьезно подорвать свой авторитет в стране, и популярность его и его партии продолжает падать. Лидер крайне правого "Национального фронта" Мари Ле Пен хотя и добилась в последнее время заметного повышения своего рейтинга, однако, по сравнению с "Республиканцами", шансы ее по-прежнему невелики.
В первом туре праймериз, состоявшемся 20 ноября, Фийон также вышел победителем: за него проголосовали более 44% избирателей, тогда как за Жюппе — менее 29%. На третьем месте оказался экс-президент Николя Саркози, сумевший получить чуть больше 20% голосов. Никто из четырех остальных кандидатов не смог набрать и 4%.
Россия как "красная нить"
Политику Олланда в отношении России Фийон назвал абсурдной, поскольку она толкает Москву к ожесточению и изоляции, а с крупнейшей в мире страной, ядерной державой, по его мнению, так обходиться нельзя. Политик подчеркнул, что, став президентом, он будет добиваться того, чтобы Франция строила собственную независимую политику, не подстраиваясь под интересы ни Вашингтона, ни Москвы.
"В международной политике я буду добиваться, чтобы Франция защищала собственные интересы. Безусловно, не в интересах Франции менять альянс, не надо представлять это в карикатурном виде. Мы являемся партнерами США, и разделяем фундаментальные ценности, которых не разделяем с Россией. И также являемся союзниками США в области безопасности, что под сомнение не ставится", — добавил он.
За самостоятельность Франции на международной арене выступает и Жюппе, который подчеркивает, что "не является ни сторонником, ни противником Путина". Он назвал Россию "соседом и партнером", и подчеркнул недопустимость противостояния с нею, однако при этом заявил, что необходимо продолжать оказывать давление на Кремль, добиваясь изменения его политики по ряду базовых позиций.
Жюппе не преминул "бросить камешек" в своего оппонента, высказав удивление той поддержке, которую, по его мнению, оказывает Фийону президент России Владимир Путин. Франсуа Фийон опроверг эти подозрения.
Россия как "мировой тренд"
Оценка тех или иных политиков по степени их готовности или неготовности выстраивать отношения с Москвой сегодня наблюдается не только во Франции, но и во многих других странах. Это стало своего рода тенденцией, неким мировым трендом, считает директор Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Александр Орлов. В пример он приводит состоявшиеся президентские выборы в США, где победа Трампа стала возможной во многом благодаря его стремлению наладить диалог с Россией.
"На мой взгляд, начинает сказываться последовательность внешней политики Кремля, которую не удается изменить никаким внешним давлением. Прежде Россию всегда обвиняли в непредсказуемости. Теперь она как бы поменялась местами с Западом: Россия предсказуема и последовательна, тогда как Запад импульсивен и непредсказуем", — говорит Александр Орлов.
Российская тема оказалась выигрышной для Фийона так же, как она была выигрышна для Трампа, соглашается с ним президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, который подтверждает, что это действительно вполне определенная тенденция, которая, по его словам, наблюдается уже не первый год. Так, на прошлогодних парламентских выборах в Великобритании лидера лейбористов Эдварда Миллибэнда провалили именно за неспособность, по мнению его оппонентов, вести переговоры с Кремлем.
"На самом деле, вопрос ставится не о том, кого "купил" или поддержал Путин, а кто реально способен с ним договариваться. Российский президент стал у мировых политиков своеобразным эталоном переговорного процесса, причем, независимо от того, положительно или отрицательно относятся в той или иной стране к России или ее президенту. Речь идет не об этом, а о способности вести диалог на равных. Трамп продемонстрировал такую способность, и он выиграл выборы. То же самое наблюдается сейчас во Франции", — говорит Дмитрий Абзалов.
Вовремя занять нишу
Фийон и Жюппе расходятся не только во взглядах на внешнюю политику Франции. По мнению Александра Орлова, самое серьезное, что разделяет их позиции, касается одного из ключевых сегодня вопросов — проблемы мультикультурализма.
"Если Жюппе повторяет, что сила Франции в ее разнообразии, то Фийон заявляет, что Франция — вовсе не мультикультурное государство, и все те, кто туда приезжают, должны интегрироваться и уважать традиционные уклады страны. По сути, это та самая трещина, которая расколола сейчас все западное общество. И тут позиция Фийона совпадает с той, которая сейчас доминирует в России", — говорит аналитик.
В итоге получается, что два "кандидата в кандидаты", представляющие одну правоцентристкую партию, находятся как бы у разных ее идеологических полюсов. Жюппе демонстрирует близость к левым, и его риторика смыкается с риторикой социалистов. А Фийон придерживается более правых взглядов — близких "Национальному фронту". Разница в том, что если у Фийона в этом случае открывается возможность привлечь голоса части избирателей Марин Ле Пен, то у Жюппе речь идет, скорее, об утрате голосов. Позиции социалистов сейчас как никогда слабы, и рейтинг президента Франсуа Олланда буквально за последнюю неделю снизился с 15% до 11-13%.
"Этим же объясняется и умеренность критики в адрес администрации Олланда со стороны Жюппе, потому что с более жесткой критикой уже выступает Фийон. И получается так, что в глазах избирателей мэр города Бордо Ален Жюппе выглядит как продолжатель политики действующего президента, что уменьшает его шансы на победу, и увеличивает шансы Фийона", — подытоживает Дмитрий Абзалов.