ВАРШАВА, 22 ноя — РИА Новости. Москва выступала с предложением о присутствии российского специалиста по навигации на борту авиалайнера президента Леха Качиньского во время закончившегося катастрофой полета в 2010 году, однако оно было отклонено польской стороной, заявил во вторник бывший сотрудник посольства Польши в России Томаш Т.
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.
Томаш Т. является свидетелем по делу экс-главы канцелярии премьера Польши Томаша Арабского и еще четырех сотрудников канцелярии, которых родственники жертв смоленской катастрофы обвинили в неисполнении обязанностей при организации визита Качиньского в Россию.
Выступая в ходе судебного заседания, Томаш Т. заявил, что Россия предлагала направить в Польшу специалиста по навигации, который присутствовал бы на борту Ту-154М во время полета в Смоленск. "В конце марта 2010 года посольство получило информацию от воздушных сил, что экипаж хорошо знает русский и знает процедуру посадки, в связи с чем присутствие "лидера" не нужно", — заявил свидетель, которого цитирует агентство PAP.
Он также прокомментировал появлявшиеся в СМИ слухи о том, что три человека выжили после авиакатастрофы. По его словам, он одним из первых прибыл на место катастрофы, где сотрудники российских экстренных служб сообщили, что три человека "подавали признаки жизни". Томаш Т. подчеркнул, что это — "безусловные рефлексы, которые возможны даже у недавно скончавшегося человека".
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Новая польская комиссия, которая расследует обстоятельства катастрофы под Смоленском, 15 сентября представила первые результаты своей работы. Эксперты заявили, что самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей.
Комиссии, как утверждается, удалось получить доступ к полным версиям записей, которые свидетельствуют, что в последние секунды полета у самолета отказали генератор, двигатель и датчики считывания высоты. Министр обороны Польши Антони Мачеревич принял решение о рассекречивании документов, связанных с авиакатастрофой.