МОСКВА, 26 сен – РИА Новости. Первый в истории послевоенной Боснии референдум о праздновании 9 января Дня Республики Сербской прошел в Республике Сербской (РС БиГ) в это воскресенье. Между тем политические баталии вокруг этого голосования не прекращаются. Sputnik Сербия анализирует, почему Запад настроен против референдума.
Само голосование прошло без инцидентов, однако политические баталии вокруг референдума не прекращаются и вряд ли прекратятся в ближайшее время — о его незаконности уже заявила Еврокомиссия. И это при том, что сам по себе вопрос, вынесенный на референдум, гораздо мягче нежели тот, что власти в Баня-Луке планировали задать гражданам на голосовании в 2015 году. Тогда РС, уставшая от постоянного диктата со стороны международного сообщества, ставила вопрос гораздо взрывоопаснее: "Считаете ли вы неконституционным и незаконным введение верховным представителем международного сообщества законов о суде и прокуратуре Боснии и Герцеговины и их применение на территории Республики Сербской?" В итоге тот референдум не состоялся, но чаша терпения РС была переполнена постоянным ущемлением прав энтитета и сокращением его полномочий.
Праздник к нам (не) приходит
Немного истории. Баня-Лука отказывается праздновать День БиГ 1 марта, мотивируя это тем, что в этот день в 1992 году в Сараево произошло убийство сербов, которое положило начало кровавым столкновениям в столице, а также вопреки воле сербского народа проходил референдум о независимости БиГ. РС и далее намерена праздновать День Республики 9 января. В этот день в 1992 году была провозглашена Республика Сербская Босния и Герцеговина, которая отказалась выходить из состава Югославии.
Какие еще референдумы возможны?
Сараево изначально воспринимало идею референдума как первый шаг РС к независимости и грозило уголовными делами его организаторам. Неудивительно, что после голосования председатель президиума БиГ и главный противник Дня Республики Бакир Изетбегович заявил, что референдум — это результат упрямства Милорада Додика, который в будущем разделит судьбу Хусейна, Каддафи и Милошевича.
Сам же Додик в день голосования заявил местным СМИ, что это не был референдум о статусе и что впредь никто из политиков не сможет игнорировать волю народа.
Отвечая на вопросы о том, какие еще референдумы может организовать РС, Додик не исключил и голосование об отделении. Он напомнил, что 14 партий в ЕС выступают за проведение референдумов о выходе из Евросоюза и "никто не поднимает шум из-за этого". "Будем говорить об этом в свое время. Никто нам не должен навязывать это как обязательство", — констатировал Додик.
Не закрыта и тема референдума о вступлении в Альянс. Это вопрос для БиГ сложный: Сараево, на чьей стороне НАТО выступило в конце войны, поддерживает идею евроатлантической интеграции, Республика Сербская — нет.
"Если народ в РС, которую бомбил НАТО, решит, что хочет такой референдум, я не имею ничего против, но в любом случае — мы спросим народ", — сказал Додик.
Российская Баба-Яга и свободный выбор сербов
Россия изначально поддерживала право народов РС на волеизъявление, что вместе с встречей Путина и Додика за несколько дней до голосования породило спекуляции о "руке Москвы". Додик во вчерашних выступлениях раскритиковал тех, кто, по его словам, "делает из России Бабу-Ягу", и тех из БиГ и Сербии, кто думает, что, "если они как можно лучше плюнут в Россию, их кто-нибудь заметит в Брюсселе и Вашингтоне и признает их заслуги".
Политолог, бывший генеральный директор Центральной телерадиовещательной компании РС (РТРС) Анджелко Козомора (Andjelko Kozomora) заявил Sputnik, что Россия реально оценивает события в БиГ и настаивает на соблюдении принципов, прописанных в международных соглашениях.
"Россия считает, что у сербов в БиГ должны быть все те же права, которые есть у остальных народов в мире, в том числе право на референдум. Это не Россия придумала этот референдум, и не она заставила сербов выйти на него".
А давайте отменим Республику Сербскую?
"Мы наблюдаем, как в БиГ рушится "пирамида западной политики", поэтому коллективный Запад и был против референдума", — заявил в интервью Sputnik Милош Шолая (Milos Solaja), профессор Университета в Баня-Луке.
"Они все прекрасно знают, что референдум носит рекомендательный характер для дальнейшего принятия решения парламентом РС, но их задела сама возможность демонстрации того, что их политика не работает. Вот причина их недовольства, хотя референдум вообще никоим образом не касается независимости. Более того, этого референдума вообще бы не было, если бы отдельные личности из экзотических стран вроде Молдавии не указывали нам на то, что он противоречит конституции (Шолая имеет в виду решение Конституционного суда БиГ, куда входят два иностранца). Референдум доказывает, что с нынешнего момента любое решение, которое принимают совместные институты власти БиГ или международные институты, должно учитывать интересы РС. Мы в БиГ должны сесть за общий стол переговоров без прямого участия иностранцев и договориться, какую мы систему хотим".
Анджелко Козомора напоминает, что ни в одной стране суды не принимают решение, какой праздник и когда праздновать. Он считает возможной радикализацию ситуации в БиГ — например, Изетбегович мог бы потребовать от Суда рассмотреть конституционность самого названия "Республика Сербская", потому что в нём упоминается только один из трех народов.
По словам Козоморы, в вихре политических баталий политики БиГ как-то забывают вести реальную борьбу за повышение уровня жизни граждан. А для того, чтобы нормализовать отношения в стране, Сараево просто нужно признать реальность: Республика Сербская существует, у нее есть свои органы власти и все признаки государства в государстве, как это предусмотрено международными соглашениями, отметил Козомора.