БЕЛГРАД, 24 мар – РИА Новости. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) признал экс-президента Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (БиГ) Радована Караджича виновным по десяти из одиннадцати пунктов обвинения, включая геноцид в Сребренице.
Приговор в четверг в 14.00 по местному времени (16.00 мск) начал оглашать председательствующий южнокорейский судья О-Гон Квон. Ранее МТБЮ неоднократно подвергался критике за предвзятое отношение к сербам, которые представляют большинство обвиняемых и получили по решению суда максимальные сроки.
В разные годы на скамье подсудимых оказались почти все представители политического и военного руководства сербов. К боснийским мусульманам, хорватам и косовским албанцам МТБЮ, судя по статистике, подходит гораздо мягче. В свое время оправдательный приговор получили командующий боснийских мусульман Насер Орич и хорватский генерал Анте Готовина, влиятельный полевой командир косовских албанцев Рамуш Харадинай также находится на свободе.
Невозмутимый обвиняемый
Семидесятилетний Караджич — экс-политик, психиатр по специальности и поэт, был президентом РС с 1992 по 1996 годы. Босния и Герцеговина объявила в 1992 году о выходе из состава Югославии, после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман, сербов и хорватов, которая продолжалась до 1995 года. По оценкам экспертов, в конфликте погибли около 100 тысяч человек. На момент начала войны население БиГ составляло более 4 миллионов человек.
Караджич, который всегда заявлял о своей невиновности и ожидании оправдательного вердикта, выглядел во время оглашения приговора, длившегося в течение двух часов, невозмутимым. Он появился в зале суда в строгом костюме, белой рубашке и галстуке, внимательно слушал южнокорейского судью через наушники с переводом. К концу оглашения можно было заметить чуть опустившиеся вниз правое веко и уголки рта. Караджич в начале заседания представил своих адвокатов и слушал выступление судьи молча.
Ранее пресс-служба трибунала сообщила, что из-за "чрезвычайного интереса" к приговору 24 марта предоставит все имеющиеся места в собственном помещении, а также в близлежащем конференц-центре. По данным МТБЮ, для присутствия в зале суда были допущены свыше 150 выживших жертв боснийского конфликта, 200 журналистов, более чем 50 дипломатов и 100 различных экспертов. Там же ждали решения трибунала и члены семьи обвиняемого, в том числе родной брат — Лука Караджич.
Обвинительное заключение
Южнокорейский председательствующий О-Гон Квон начал с чтения заключения перед оглашением приговора. В нем, в частности, отмечено существование распространенных и систематических нападений на несербское население БиГ в течение всего времени, охваченного обвинением, то есть от апреля 1992 года до ноября 1995 года.
По заключению судебной коллегии, на захваченных силами боснийских сербов территориях систематически происходили преступления в отношении боснийских хорватов и боснийских мусульман. Они проводились в форме принудительного выселения несербского населения с территорий, занятых боснийскими сербами, убийств и незаконного удержания боснийских хорватов и мусульман под стражей в тяжелых условиях, где они подвергались пыткам и издевательствам, и присвоении их имущества.
Осада Сараево
Одним из самых резонансных эпизодов военного конфликта в БиГ стал осада силами боснийских сербов Сараево, активная фаза которой пришлась на период с 1992 по 1995 годы. Судья сообщил, что Караджич поддерживал и одобрял снайперский и артиллерийский обстрел города армией боснийских сербов, чтобы силой вынудить руководство боснийских мусульман и международное сообщество выполнять его политические требования. Говоря о политической и военной верхушке боснийских сербов, О-Гон Квон отметил, что многочисленные жертвы среди мирного населения Сараево стали результатом плана по усилению террора, который поддержал и Караджич.
О-Гон Квон отдельно остановился на личном отношении Караджича к Сараево, как к родному городу. По мнению суда, это еще больше вынуждало его пытаться взять боснийскую столицу и выдавливать оттуда несербское население.
Суд выделил полную осведомленность лидера боснийских сербов о всем, что происходило во время осады Сараево, а также зависимость действий военного командования боснийских сербов, в частности Сараевско-Романийского корпуса, от политического руководства Республики Сербской, которое возглавлял Караджич. В связи с этим он признан виновным в "убийствах, нападениях на гражданских лиц и терроре".
Живой щит из сотрудников ООН
Авиаудары сил НАТО по позициям боснийских сербов в начале 1995 года привели к форме противодействия, которая особенно возмутила МТБЮ, учрежденный ООН. Именно Караджичу суд приписал ключевую роль в захвате сотрудников ООН в БиГ с конца мая 1995 года и удерживании их в качестве "живого щита" на стратегических объектах.
При этом О-Гон Квон обратил внимание на то, что именно Караджич после взятия заложников вел переговоры от имени боснийских сербов и предупреждал НАТО о возможных "катастрофических последствиях" авиаударов. Суд обнаружил в его действиях не только "намерения остановить" налеты авиации НАТО, но и индивидуальную ответственность за взятие заложников и угрозы их жизни в рамках "совместного преступного деяния". По данному пункту Караджич признан виновным за "нарушение правил и обычаев ведения войны".
Массовые расстрелы в Сребренице
Участие в совместном преступном деянии "геноцид в Сребренице" оказалось самым тяжелым подтвержденным судом обвинением в отношении бывшего лидера боснийский сербов. До сих пор в регионе нет единой точки зрения о числе расстрелянных силами боснийских сербов мусульманских мужчин и юношей в июле 1995 года в окрестностях Сребреницы. Южнокорейский председательствующий назвал цифру погибших по версии суда МТБЮ.
"Не менее 5115 боснийских мужчин-мусульман убито в событиях в и вокруг Сребреницы", — заявил О-Гон Квон.
После взятия Сребреницы подразделениями боснийских сербов 12 июля 1995 года Караджич поддерживал связь с командирами на местах по телефону, причем, как отметил судья, использовал шифр. Захваченных в городе мужчин и юношей они, по данным обвинения, называли "товаром", который необходимо было "разместить на складе". Прямых доказательств того, что президент РС отдал приказ о массовых расстрелах, суд не нашел.
Отправка мусульманских женщин, детей и стариков автобусами из города и содержание мужчин и юношей под стражей, а затем их расстрел на нескольких участках были признаны судом совместным преступным деянием — геноцидом. Число убитых и вывезенных из города мусульман по версии суда таково, что было "равнозначно их полному устранению из Сребреницы". Караджич признан виновным в геноциде тем, что не препятствовал массовым расстрелам.
Сорок лет тюремного заключения
"Суд приговаривает вас, Радован Караджич, к сроку в 40 лет тюремного заключения, можете сесть", — вынес вердикт судья МТБЮ.
МТБЮ зачтет Караджичу срок нахождения под стражей с 2008 года. Защита пообещала обжаловать приговор. Как сообщил РИА Новости адвокат подсудимого Горан Петрониевич, вся процедура может занять до двух лет.
"После того, как услышал приговор, он (Караджич) сказал, что вердикт полностью основан на импровизациях, спекуляциях. Нет никаких четких доказательств, которые напрямую указывают на его вину по какому-либо из обвинений. Сказал, что это полная глупость", — отметил Петрониевич.