АФИНЫ, 20 янв — РИА Новости, Геннадий Мельник. Правительство Греции во время кризисных переговоров с международными кредиторами в начале 2015 года подготовило альтернативный план и договорилось о кредитной линии с Китаем, однако Берлин не позволил взять деньги у Пекина. Подробности экс-министр финансов Греции Яннис Варуфакис рассказал в интервью программе "История" на телеканале Skai.
Греция в течение полугода вела переговоры с международными кредиторами, которые навязывали стране третий меморандум, предусматривающий кредиты в обмен на программу реформ. Европейский центробанк прекратил финансирование греческих банков, и в стране разразился острый финансовый кризис. Среди возможных путей его решения назывались, в частности, переход Греции на драхму и обращение за финансовой помощью к другим странам.
"План Х" предусматривал реструктуризацию греческих облигаций в ЕЦБ на 27 миллиардов евро и введение параллельной системы платежей, рассказал Варуфакис.
"Мое ожидание, что мы будем использовать как инструмент облигации на 27 миллиардов евро", — сказал он.
Варуфакис сообщил, что Греция искала источники кредитования за пределами Евросоюза, но он был против того, чтобы просить деньги у России.
"У меня не было абсолютно никакой связи с российским измерением вещей, к которому я относился особенно отрицательно. Казалась неправильной любая попытка взять деньги у Владимира Путина. Если вы хотите, мы можем обсудить почему. Я не думаю, что это имеет значение", — сказал Варуфакис.
Перед визитом премьер-министра Греции Акексиса Ципраса в Россию в СМИ стали появляться публикации без ссылок на какие-либо источники, что Афины просят у России 5 миллиардов евро как аванс под строительство газопровода для поставок российского газа через греческую территорию в Европу. Официальные лица опровергали все эти сообщения. Бывший министр энергетики Панайотис Лафазанис, который несколько месяцев вел с Россией переговоры по газопроводу, заявил РИА Новости, что Греция не просила у Москвы денег и греческое государство не обращалось к российскому государству за финансовой помощью, за кредитами.
"Предположим, что мы получаем 5 миллиардов евро за трубопровод. Что мы сделаем с ними? Мы их положим в казну государства и госбанк? Сразу же тройка (кредиторов) узнает, что у нас есть 5 миллиардов и просто задержит дальнейшие переговоры до тех пор, пока они не будут исчерпаны через наши выплаты МВФ", — сказал Варуфакис.
По его словам, совершенно другая ситуация была с Китаем, и была договоренность с ним.
Варуфакис сказал, что не хотел бы говорить подробно об этом, но сообщил, что в первые дни после назначения министром финансов посетил порт Пирей и встретился с представителями китайской компании Cosco, которая работает в порту, и сообщил, что Минфин открыт для инвестиций.
"Так начался процесс установления связей с китайским правительством. Вице-премьер Греции Яннис Драгасакис во время визита в Пекин достиг неформального соглашения о прямых инвестициях в конкретные сектора и одновременно о кредитной линии для греческого правительства в случае, если мы начнем выпускать облигации. Целью было показать, что греческое правительство имеет возможность заключить кредитные соглашения с другими странами, чтобы мы могли оказать давление на ЕЦБ", — рассказал экс-министр.
По его словам, помешала Германия.
"Такое соглашение было аннулировано одним телефонным звонком из Берлина. В Пекин", — сказал Варуфакис, заметив, что не хочет говорить больше на эту тему.