МОСКВА, 10 янв - РИА Новости. Наличие у Ирана достаточного количество уранового сырья для производства атомной бомбы является более важным вопросом, чем запуск Тегераном очередного подземного завода по обогащению урана, и ответа на этот вопрос до сих пор нет, считает эксперт в атомной энергетике, главный редактор "Атоминфо" Александр Уваров.
"Сегодня все говорят о новом обогатительном предприятии в Иране, и о том, насколько он приблизит Тегеран к бомбе, но никто не знает ответа на гораздо более важный вопрос - есть ли у Тегерана достаточное количество уранового сырья для получения высокообогащенного урана? Никто - ни МАГАТЭ, ни западные эксперты - ответа на этот вопрос не знает. Точно можно сказать только то, что в Иране есть урансодержащая руда. Я абсолютно уверен, что в центре страны такие условия, что руда должна быть, но до сих пор нет сведений, проводились ли Тегераном какие-либо масштабные геологоразведочные работы. Поэтому пока известны только два не очень крупных иранских месторождения", - сказал он.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в понедельник официально подтвердило, что иранское предприятие "Форду" приступило к работе по обогащению урана до 20%. Ранее в этот же день западные СМИ со ссылкой на дипломатические источники в Вене сообщали, что иранские специалисты начали обогащать уран в "Форду" еще, как минимум, неделю назад, и на объекте уже побывали инспекторы МАГАТЭ.
По заявлениям представителей Тегерана, завод "Форду" строился специально для выработки обогащенного до 20% урана, необходимого для производства ядерных топливных элементов исследовательского реактора в Тегеране; в свою очередь эта установка используется для производства радиоизотопов, применяемых при лечении онкологических заболеваний.
"Новый завод - это 3 тысячи центрифуг в проекте, при выходе на номинальную производительность. Сейчас там всего лишь 174 центрифуги. Для сравнения, на уже действующем заводе в Натанзе смонтировано 8 тысяч центрифуг, из них работает только 6 тысяч. То есть, фактически подземный завод увеличивает способности Ирана обогащать уран в 1,5 раза. Согласно подсчетам ряда экспертов, иранцам для получения делящихся материалов, необходимых для создания одной бомбы, нужно всего от трех до шести месяцев в идеальном случае - то есть, в том случае, если иранские центрифуги нормально работают, и качество гексафторда урана (ГФУ) соответствует необходимым стандартам. На данный момент известно, что у иранцев ГФУ был некачественный, хотя и Тегеран и МАГАТЭ это официально не признают", - отметил эксперт.
Он также напомнил о том, что качество иранских центрифуг вызывает серьезные вопросы.
"Некоторое время назад распространилась информация, что якобы вирус Stuxnet вывел из строя большое количество иранских центрифуг. Так вот, есть мнение, что никакой вирус центрифуги не портил, а более тысячи центрифуг вышли из строя из-за своего низкого качества", - добавил Уваров.
Поскольку нет никаких открытых данных о масштабах производства центрифуг в Иране, очень сложно прояснить реальную ситуацию с заменой ломающегося обогатительного оборудования.
"Иран не предоставляет в МАГАТЭ данные о том, сколько он производит центрифуг, потому что Тегеран не ратифицировал дополнительный протокол к соглашению о гарантиях в связи с ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия - ред.). Но можно сказать, что число центрифуг в Натанзе за последний год не растет. Если они производят центрифуги, то, во-первых, их могут поставлять на новые, не известные заводы - конечно, если эти предприятия существуют. Во-вторых, центрифуги могут поставлять на склад. В-третьих, у них могут быть реальные проблемы с производством центрифуг. Дело в том, что для центрифуг 2-4 поколений требуются импортные комплектующие. Либо, в-четвертых, Иран работает над новым поколение центрифуг", - сказал эксперт.
История вопроса
В конце августа прошлого года руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Ферейдун Аббаси-Давани заявил, что власти Ирана намерены перенести с обогатительного завода в Натанзе все мощности по производству обогащенного до 20% урана на строящееся обогатительное предприятие "Форду". Глава ОАЭИ объяснил подобное решение недостаточной безопасностью завода в Натанзе. В отличие от него, "Форду" построен под землей, что, по словам главного атомщика страны, "затруднит его уничтожение для США и их сообщников".
Тогда же Аббаси-Давани заявлял, что у Тегерана "нет намерений увеличивать процент обогащения (имеющегося в стране урана) выше нынешнего уровня в 20%".
США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Совет безопасности ООН в июне 2010 года принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе, по ее предполагаемой военной составляющей.
Позднее различные резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность, приняли ряд стран и организаций. В частности, лидеры и главы МИД 27 стран Евросоюза на прошедших в декабре 2011 года заседаниях вновь высказались в поддержку ужесточения санкций в отношении Исламской республики. Как ожидается, окончательное решение об этом будет принято к запланированному на вторую половину января заседанию Совета ЕС по иностранных делам.
При этом ЕС вновь призвал Тегеран сесть за стол переговоров с "шестеркой" международных посредников. В конце декабря 2011 года стало известно, что власти Ирана намерены предложить руководству ЕС обсудить возможность возобновления переговоров по иранской ядерной программе.
Шестерка международных посредников, в состав которой входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентством".