• Театр

Несвятая троица: актерская династия Ефремовых

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПерейти в фотобанкАктер Михаил Ефремов во время прямого эфира ньюзикла Господин ХорошийАктер Михаил Ефремов во время прямого эфира ньюзикла Господин Хороший
Известные роли, судьбы и принципы жизни трех поколений актерской династии Ефремовых — в материале проекта Weekend.

Елена Костомарова

Знаменитая фамилия в актерской среде отнюдь не гарантия успешной карьеры, но пристальное внимание общественности ее носителю обеспечено: "отдохнула" ли природа в данном конкретном случае – благодатная тема для праздных дискуссий. Михаил Ефремов — блестящий актер-импровизатор, сын большого артиста, основателя "Современника" Олега Ефремова и отец подающего надежды артиста Никиты (фамилия, конечно, та же). К юбилею Михаила Ефремова проект Weekend предлагает проследить, как из поколения в поколение передается талант в этой удивительной семье.

Олег Ефремов, служитель искусства

Олег Николаевич Ефремов вырос в семье, не принадлежащей сфере искусства — его отец работал бухгалтером в системе ГУЛАГа. В Школу-студию МХАТ Ефремов поступил по совету друга, Александра Калужского, который как раз происходил из актерской семьи.

Способности и жажду Ефремова овладеть всеми тонкостями мастерства актера, завоевать — в хорошем смысле — театральный мир невозможно переоценить. Уже в Центральном детском театре, куда Олег Ефремов пришел работать по окончании учебы, он стал настоящим лидером. Там же он дебютировал в качестве режиссера, и, безусловно, не будь в жизни Олега Ефремова этой сцены, не было бы и "Современника".

Новаторский, свободный от стереотипов театр родился в то время, когда этого ждали. Для первой постановки Ефремов выбрал пьесу Виктора Розова "Вечно живые", премьера состоялась в апреле 1956 года, на заре оттепели, через месяц после исторического ХХ съезда партии.

Труппу "Современника" составили первые ученики Олега Ефремова: Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери, а также студенты МХАТа Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Алла Покровская. Для своих актеров Ефремов был и товарищем, и завхозом, и в какой-то степени отцом — решал все вопросы, считая театр одной большой семьей.

Конечно, в этой кипучей среде, а затем и во МХАТе, куда ушел работать Ефремов, случались бурные романы. О привязанностях самого Мастера ходили легенды: под его обаяние попало немало знаменитых актрис — Нина Дорошина, Татьяна Лаврова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко. Однако актер и режиссер признавался, что женщины в его жизни — далеко не главное. Искусство, Станиславский — вот что было для него незыблемо, и личность Ефремова не вписывается в список сыгранных им ролей и поставленных спектаклей: "Голый король", "Назначение", "Три тополя на Плющихе", "Берегись автомобиля" и многие другие его работы.

"Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни", — говорила впоследствии Анастасия, дочь Олега Ефремова от отношений со сценаристкой Ириной Мазарук.

Внучка Ефремова по этой линии — тоже продолжательница династии, актриса театра имени Вахтангова.

Официально же Ефремов был женат дважды: на Лилии Толмачевой, а затем на Алле Покровской, которая в 1963 году родила от него сына Михаила.

Михаил Ефремов, "гражданин хороший"

Конечно, как и все актерские дети, Михаил Ефремов рос за кулисами — впервые на сцену МХАТа он вышел в 13 лет в спектакле "Уходя, оглянись!". Но в Школу-студию актер поступал безо всякого блата — у Олега Николаевича на этот счет имелось строгое правило. После учебы Михаил по примеру отца хотел создать свой собственный "Современник", но затея провалилась, и актер был принят в МХТ имени Чехова.

 

"Дед считывал людей рентгеновским взглядом, — вспоминает двоюродная сестра Михаила Ефремова Ольга об отношениях отца и сына. — Он легко предсказывал будущее своих детей и внуков… Видя, как Миша своей неуемной энергией пытается подмять под себя все, что ему кажется неправильным, дед боялся, что он перегорит, слишком больно столкнется с реальностью… Иногда они как актер и режиссер подтрунивали друг над другом. Как-то Миша принялся пародировать отца. Так точно, что все ухохотались. И больше всех — Олег Николаевич, над самим собой. Но, отсмеявшись, дедушка вдруг спросил: "Кого это ты сейчас изображал?".

Талант Михаила Ефремова нашел свое применение не только во МХАТе, но и в антрепризах, и в кино. Среди его ролей мало главных, но много запоминающихся – Копейкин в "Когда я стану великаном", Азадовский в "Generation П", капитан в "Небо. Самолет. Девушка" и многие другие.

Не секрет, что хороших, больших ролей было бы гораздо больше, если бы не стойкая привязанность актера к алкоголю — тоже фамильная, ведь и Олег Ефремов был известен своими продолжительными алкогольными "путешествиями", как он сам их называл. Михаил же о "бесцельно прожитых" годах не жалеет и честно признается во всех своих грехах со своей фирменной усмешкой и очередной шуткой, после которой публике и прощать-то уже нечего любимому артисту. Зато все роли обаятельных алкоголиков — его, вспомните только продолжение "Иронии судьбы", где Ефремов сыграл не стоящего на ногах Деда Мороза.

Ефремов привык, что каждый норовит сравнить его со знаменитым отцом и говорит, что вовсе бы не отказался быть на него похожим. "Я — шут, балагур, скоморох, выбежавший из балагана в цветном колпаке и неряшливом гриме. А отец — жрец. Он из храма. Он умел быть не просто актером, как я, а актером-человеком. Как никто", — считает Михаил.

Мало кто на сцене обладает такой энергией и способностью к импровизации, как Михаил Ефремов. Не в последнюю очередь его талант рассказчика способствовал невероятному успеху проекта "Гражданин поэт" — детища Ефремова и Дмитрия Быкова. На сцене актер перевоплощался в известных русских и зарубежных поэтов — от Пушкина и Крылова до Шекспира и Киплинга — читал сатирические стихотворения Дмитрия Быкова "на злобу дня". Участники "Гражданина поэта" характеризовали его жанр как "ньюзикл", в котором сочетаются новости (news) и элементы мюзикла. Проект был завершен на пике славы 5 марта 2012 года – аккурат после президентских выборов, а вскоре вышел документальный фильм и книга с избранными стихотворениями дуэта.

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПерейти в фотобанкАктер Михаил Ефремов и поэт Дмитрий Быков во время прямого эфира ньюзикла "Господин Хороший"
Актер Михаил Ефремов и поэт Дмитрий Быков во время прямого эфира ньюзикла "Господин Хороший"

В "Современнике" Ефремова можно увидеть в главной роли в спектакле "Анархия" по пьесе британца Майкла Пэкера tHe dYsFUnCKshOnalZ в постановке давнего друга актера — Гарика Сукачева. Ефремов играет колоритного стареющего панка Билли "Выкидыша", а вместе с ним на сцене "зажигают" Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Василий Мищенко и Мария Селянская.

Театральный критик Ольга Галахова писала: "Роль эта ложится на Михаила Ефремова. Тут кастинг выстрелил в десятку. Однако и сам актер органично примеривает на себя судьбу Билли — Выкидыша. Ему понятен этот человек, который платил своей жизнью, своей кровью, собой за вызов миру. Остальные лишь аккомпанировали этому вызову, были гарниром. Михаил Ефремов играет усталого человека с надломленным здоровьем, без сил, но с неостывшей и лишь запрятанной ненавистью к сытому миру".

"Новая смена" Никита Ефремов

В личной жизни Михаил Ефремов, как и его отец, до последнего времени не отличался постоянством: он женат четвертым браком и является отцом шестерых детей. Старший сын актера Никита Ефремов удивительно похож на отца и на деда. Он прошел тот же путь, что и они, — Школа-студия МХАТ, подмостки "Современника", которые Никита выбрал, получив после выпуска предложения сразу от нескольких столичных театров.

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПерейти в фотобанкАктеры Михаил Ефремов и Никита Ефремов
Актеры Михаил Ефремов и Никита Ефремов

Когда Ефремов-младший решил поступать в театральный, отец лишь счел своим долгом предупредить его, что эта профессия — тяжелый труд, и предоставил Никите возможность самому "пробиваться" и набивать собственные шишки. По словам Никиты, Михаил Ефремов критикует работы сына, может подначить и пошутить, но нередко дает начинающему актеру дельные советы.

"Моя педагогика — в политике невмешательства, — рассказывает Михаил Ефремов. — Если Никите понадобится мой совет, он меня спросит. Но когда мы общаемся, он больше рассказывает, а не спрашивает. Никита вполне самостоятельный человек, хотя и немного торопливый. Спасибо его маме, которая воспитала его так, что он и читал что-то, и глаза у него вроде умные. Я-то в воспитании детей принимаю минимум участия. Мне другое во всем этом нравится: смотришь на детей и видишь, что чего-то не успел. Или возникают моменты, когда думаешь: "Какой же я был дурак!".

Насчет своей принадлежности к знаменитой династии Никита Ефремов "не парится": "Есть ответственность, есть гордость за деда и за отца. Но я не считаю, что стою в одном ряду с ними только на том основании, что ношу такую же фамилию. Как я могу думать о том, быть мне великим актером или нет? Сейчас время очень динамичное, скорость подачи информации повышается, все ускоряется: любовь, жизнь, смерть. И непонятно, что будет дальше".

Пока у него все получается неплохо: в "Современнике" он играет Готфрида Ленца в "Трех товарищах" Эриха Марии Ремарка, господина Кольба в "Хорошенькой" Сергея Найденова, Сергея Васильевича Никитина в "Сереже" по А. П. Чехову, Горбунова в спектакле "Горбунов и Горчаков" по Иосифу Бродскому.

Спектакль по Бродскому получил весьма лестные отзывы критиков. Режиссер Евгений Каменькович признавался, что решился на эту постановку, потому что в "Современнике" есть артисты с "редкими мозгами, голосами, речью", такие как Никита Ефремов и Артур Смольянинов, которые сразу же загорелись желанием участвовать в работе.

Действие поэмы "Горбунов и Горчаков" происходит в ленинградской психлечебнице, где два персонажа ведут беседы пятистопным ямбом то ли друг с другом, то ли сами с собой. В соответствующих декорациях — белых стенах с решетками на окнах — Ефремов и Смольянинов пытаются по-своему "переабсурдить абсурд", задуманный автором.

© Централ ПартнершипКадр из фильма "Zолушка"
Кадр из фильма "Zолушка"

Кинокарьеру Никита начал с эпизода в небезызвестном сериале "Моя прекрасная няня", а продолжил — ролью принца в очередной осовремененной "Золушке" и работой в фильме "Любовь с акцентом" режиссера Резо Гигинеишвили. В одном из интервью актер признался, что не всеми своими ролями он доволен, но готов принимать критику старших коллег и работать над ошибками, сколько потребуется.

"Однажды мой отец сказал мне: "Молчи побольше". Я и воспользовался его подсказкой. Всю дорогу молчал, копил в себе, сосредотачивался — и вот наконец-то дорос", — так Никита Ефремов формулирует свое нынешний статус в профессии.

Театр
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена