"Толстой – Столыпин. Частная переписка": концепция против жизни

© Фото : Театр.docСцена из спектакля Владимира Мирзоева Толстой — Столыпин. Частная переписка в Театре.docСцена из спектакля Владимира Мирзоева Толстой — Столыпин. Частная переписка в Театре.doc
Владимир Мирзоев поставил в Театре.doc спектакль о Толстом и Столыпине по пьесе Ольги Михайловой, которая взяла за основу не очень объемную переписку писателя и премьер-министра. Спектакль ничем не напоминает двухтомник из серии ЖЗЛ, скорее, получилась история о том, что любая идея мельче жизни и, в принципе, мало ей интересуется.

Анна Банасюкевич

Владимир Мирзоев поставил в Театре.doc спектакль о Толстом и Столыпине по пьесе Ольги Михайловой, которая взяла за основу не очень объемную переписку писателя и премьер-министра. Спектакль ничем не напоминает двухтомник из серии ЖЗЛ, получилась, скорее, история о том, что любая идея мельче жизни и, в принципе, мало ей интересуется.

Исторической достоверностью, думается, здесь интересовались меньше всего (по крайней мере, тем, что касается внешних атрибутов и подробной фактологии) – это относится и к возрасту актеров, играющих Столыпина и Толстого, и к очевидному отходу от сложившихся в литературе образов, и, собственно, к самому сюжету, вокруг которого и строятся отношения двух столпов общественной жизни начала двадцатого века.

Сюжет в какой-то степени детективный: провинциальный адвокат, не хватающий звезд с небес, расследует тривиальное, на первый взгляд, дело – крестьянка тридцати восьми лет убила свекра без видимых на то причин. Защищать ее трудно, Мария Крюкова и не думает оправдываться или каяться, настойчиво и с какой-то завораживающей истовостью ждет близкой казни. Эта цельность и фанатичность не дает адвокату покоя – так и не найдя зацепки, но чувствуя какую-то тайну, он решает обратиться к общественным авторитетам. В них верится больше, чем в непосредственное начальство. Письма пензенского адвоката о деле крестьянки Марии Крюковой становится поводом для дискуссии на тему нравственности, блага и справедливости между христианским максималистом Толстым и государственником Столыпиным.

Марию играет Ирина Вилкова – красивая, соблазнительная, с насмешливым бесовским блеском в глазах, она сильно моложе своей героини. В простом платье, в грубых теплых чулках с подвязками, появляется она на сцене, таща за собой здоровенную деревянную колоду, к которой старинным грубым наручником прикована ее правая рука. Раздвинув ноги, она поправляет постоянно сползающие чулки, доводя адвоката до бешенства своим снисходительным равнодушием к собственной судьбе. Простоватый, честный трудяга, адвокат Яншин (Евгений Буслаков) злится и восхищается, постепенно влюбляясь в женщину, которую не может разгадать.

В переписке, набирающей обороты, дело Марии Крюковой мелькает лишь изредка - великие вспоминают об нем иногда, как об удачном примере, аргументе, который можно использовать в споре. Постепенно налаживающийся, закипающий в эмоциях диалог становится представлением на публику – великих слушает не только ординарный и незлобливый секретарь Столыпина, но и адвокат со своей своенравной прислугой Федосьей, и сама Мария.

Толстой и Столыпин спорят о нравственности – о том, что столыпинские суды, аресты и казни породили идею возмездия, развратившую русский народ. О том, спасет ли отечество частная собственность на землю. О том, что важнее – закон и порядок или благо и справедливость. Блестящая интеллектуальная дуэль, при всей эмоциональности ее участников, довольно умозрительна.

Столыпин в исполнении Армана Хачатряна – действительно, государственный ум. Большой, солидный человек, в хорошем костюме, с массивной лысой головой, прямой и смелый, с язвительной иронией, живой, способный, несморя на самоуверенность, к сильной эмоции и азарту. В какой-то момент он вылетает со сцены, чтобы скоро снова ворваться обратно с новой мыслью: о том, что чувство собственности – такой же инстинкт, как половое влечение или чувство голода. Столыпин разводит руки и просто горит победоносным огнем, сумев вызвать приступ гнева насмешливого Толстого.

Если Столыпина еще можно представить себе таким, то такого Толстого, каким сыграл его Захар Хунгуреев, точно еще не было. В самом начале он снимает с себя косоворотку, тем самым отрекаясь от хрестоматийного образа. Молодой, насмешливый, подвижный, с восточной хитростью на лице, с гибким спортивным телом, в носках, серой майке и узких спортивных лосинах, с крестиком на груди. То встанет на голову на подоконник, то сядет в позу лотоса. Что-то лукавое, фанатичное, многослойное и опасное есть в этом Толстом. Он с циничной даже радостью наблюдает за разворачивающейся историей, за рассказами роковой крестьянки с колодкой на руке. Та ложится с ним рядом, и он обвивает ее словно змей-искуситель, сахарно поддакивая и поглаживая металлической ложкой по матовой щеке.

В спектакле Мирзоева много таких театральных превращений и метаморфоз, глубинной эксцентрики, врывающейся в отчасти документальный материал. Столыпин, выслушав мнение своего помощника о том, что в мужчине есть и женская часть натуры, отвечающая за смуту, туманящая отчетливый ум, достает из своего бронированного чемодана черную юбку. Облачившись в нее, он кружит по сцене в плавных движениях – но похож, скорее, на японского воина, чем на женщину, что особенно рифмуется с его горьким, непафосным знанием о скором своем убийстве.

Адвокат, уповавший на общественные авторитеты, остается разочарован. В надежде он смотрит то на того, то на другого, суетится, напоминает о своем деле. Отчаявшись, он запевает "Раскинулось море широкое", но обходительный секретарь (Константин Богданов) мягким прикосновением руки заставляет его замолчать. Яншин срывается снова и снова, выносит аккордеон, и вот уже Мария Крюкова затягивает всю ту же песню – отчаянно, протяжно, почти нигилистично-весело. Впрочем, и этому дуэту суждено распасться. Радетель за справедливость Яншин оказывается на поверку тщеславным малым, не готовым расстаться со своей, полюбившейся ему, теорией. Он привозит кажущуюся ему невинной Марию на место преступления, и та во всех подробностях рассказывает ему об убийстве и инсценирует некоторые эпизоды. Обвивает своим телом крупное тело свекра, которого здесь, по счастливым театральным законам, изображает Столыпин. Рассказывает про то, как вступилась за сына, как жила двадцать лет с изнасиловавшим ее еще на свадьбе свекром, с уверенностью в собственной правоте и с прорвавшейся уже к мертвому ненавистью показывает, как месила его тело топорищем, не заметив, как сорвалось лезвие. И гаснет весь идеалистический запал адвоката, и яростный рассказ Крюковой для него как поругание его выпестованной чистоты – жизнь, какая она есть, пугает и обижает, не готов Яншин принять ее, Марьи, женскую правду, которая, по ее же сравнению, на судебную совсем непохожа. Похожа на другое: когда урожай по праву принадлежит тому, кто его взрастил, а вдруг – бац – и засуха, вот и правда.

Театр
 
DirectAdvert



Наверх
Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена