• Кино

Загадки "простых" ролей Владимира Басова

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения актера и режиссера Владимира Басова. Его роли в кино - яркие и запоминающиеся. "Если в моем персонаже нет загадки, если я не нахожу в нем тайны, мне сразу же становится скучно", - говорил актер.

Разве можно забыть Дуремара, поющего про своих "дорогих пиявочек" в "Приключениях Буратино", бравого Мышлаевского в "Днях Турбиных", "советского риелтора" Бубукина, шифрующегося от всех и вся в фильме "По семейным обстоятельствам", Артура Артуровича в "Беге", выдающего тараканьи бега за главное развлечение русской аристократии, или размышляющего об искусстве Полотера в "Я шагаю по Москве"?

Большинству зрителей Владимир Басов известен благодаря своим актерским работам, но главной его страстью была режиссура. В 1941 году 18-летний Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема, однако до поступления пришлось ждать еще 6 лет — грянула война. Он ушел на фронт и к концу войны был уже в чине капитана артиллерийской дивизии. Все эти четыре года его не покидали мысли о режиссерском образовании, и, поступив во ВГИК, он важно расхаживал в гимнастерке на глазах у восторженных студентов, видящих в Басове мужественного, опытного защитника родины. Его любовь к кинематографу не была обусловлена ничем особенным:

"Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению, желание подражать, имитировать, лицедействовать".

© РИА Новости / МурашкоПерейти в фотобанкНа съемках кинофильма "Совсем пропащий"
На съемках кинофильма "Совсем пропащий"

На счету Басова-режиссера – 20 фильмов, 14 сценариев. Фильмы он снимал быстро: коллеги рассказывали, что он очень не любил, как другие режиссеры, "искать на площадке", а наоборот, с самого начала знал количество сцен и время, которое на них нужно затрачивать. Режиссер Александр Митта вспоминает: "Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень быстро, и четко, и складно монтировал. И вообще все, что происходило, прекрасно умещалось у него в голове".

Мышлаевский

Одной из самых ярких режиссерских работ Басова стал фильм "Дни Турбиных" — экранизация одноименной пьесы Михаила Булгакова. В ней же он сыграл и роль Виктора Мышлаевского, рефлексирующего артиллерийского штабс-капитана.

"Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: "Дни Турбиных" – моя давняя страсть", — напишет потом режиссер в своих мемуарах.

Годы, проведенные на войне, наложили отпечаток на восприятие Басовым исторических событий, сам он признается, что этим фильмом он хотел напомнить зрителям об истории России, о родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами. "Фильм выполнен в  манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру", — писал он.

© МосфильмКадр из фильма "Дни Турбиных"
Кадр из фильма "Дни Турбиных"

Очевидно, что к выбору актеров Басов подходил крайне избирательно, хотя никогда не устраивал традиционных "проб на роль" — сам Басов признавался, что всегда наперед знает, какой актер должен быть в кадре. Например, главная роль Алексея Турбина могла принадлежать лишь одному человеку, и Басов хорошо это понял еще в момент написания сценария. В гибели Турбина Басов увидел "карамазовское искупление греха" и принял решение изобразить это благодаря аллюзии к фильму "Братья Карамазовы". "Мне нужно было, чтобы на сцене зрители увидали брата Алешу, вот почему я пригласил на эту роль актера Андрея Мягкова" (ранее Мягков сыграл Алексея Карамазова в фильме Ивана Пырьева).

Читайте также "Ирония судьбы, или 5 киноролей Андрея Мягкова" >>

Полотер

Надо сказать, что Басов и не думал об актерской карьере, и возможно, не сыграл бы десятки полюбившихся зрителям ролей, если бы не одна случайность. "Подлинным своим актерским рождением я обязан Георгию Данелия", — говорил Басов. В момент, когда он сидел в монтажной на Мосфильме и заканчивал свою работу над фильмом "Тишина", шли съемки фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". В процессе съемок Данелия принял решение добавить в фильм еще одного героя – полотера, ворчливого и комичного, и начались суетные поиски актера. Со слов сына Басова судьбоносная встреча состоялась в туалете Мосфильма – именно там Данелия предложил Басову эту роль. Тот отказывался под предлогом того, что зажимается перед камерами и не хочет испортить фильм известному режиссеру. На что Данелия парировал – лучше Владимира Басова, как известно, никто не рассказывает истории. А роль, хоть и эпизодическая, требовала той самой "истории" — смешной и запоминающейся. Никто не ожидал, что полотер, размышляющий о смысле искусства, станет началом актерской карьеры Владимира Басова – однако после выхода фильма на экраны Басов стал наперебой получать приглашения на пробы.

Свою актерскую карьеру Владимир Басов расценивал как вторую профессию, хотя сам не раз признавался, что не сравнивает режиссуру и актерское мастерство: "Актерство – это не должность, это то, что носишь в душе". Его коллеги по сцене рассказывают, что и вне съемочной площадки он продолжал "играть на сцене", и постепенно эта игра становилась неотделима от его личности. Басов довольствовался всегда ролями небольшими по объему, но к их выбору подходил достаточно строго. Его эксцентричная, театральная манера игры выглядела немного устаревшей, но актер на этот счет имел свою позицию: "По-моему, боятся пошевелить мускулом и возвысить голос те, кому нечего выкрикнуть. Если же у тебя имеется за душой пара наболевших мыслей, которыми необходимо поделиться, если ты можешь заворожить своим чувством зрителя, он пройдет вместе с тобой по проволоке над бездной".

Дуремар

Особое место в карьере Басова занимают роли в детских музыкальных фильмах, и по словам актера, играть с детьми – это самое сложное:

"Это очень опасно! Ведь дети не играют, они к съемкам относятся как к чему-то всамделишнему, верят, что все происходит по-настоящему. И от взрослых актеров требуют такого же отношения".

Первым детским фильмом Басова стала кинокартина Леонида Нечаева "Приключения Буратино", экранизация одноименной книги. Басов был приглашен на роль Дуремара.

Владимир Басов исполняет песенку Дуремара из фильма «Приключения Буратино»

В соответствии с книгой, Дуремар был "человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок". Большое лицо Басова, с крупным носом, глазами, ртом, оттопыренными ушами, казалось бы, сильно противоречило замыслу автора. Однако зритель вряд ли заметил несоответствие – Басов до сих пор остается самым известным "Дуремаром", и сложно представить на его месте кого-нибудь другого. Этот образ привязался к Басову как никакой другой, он сам любил рассказывать, как дети, увидев его, в страхе затихали: "Моя дочка-второклассница приводит своих подруг, и мне нравится смотреть, как они, раскрыв рот, разглядывают "живого" Дуремара, хихикают, а потом уходят в другую комнату и там разыгрывают отдельные сцены из "Золотого ключика", вытворяют, бог знает, что…"

© Беларусьфильм по заказу Гостелерадио СССРКадр из фильма "Приключения Буратино"
Кадр из фильма "Приключения Буратино"

Волк

Другой сказкой, прославившей Басова-актера, стала еще одна киносказка Нечаева — "Про красную шапочку". Интересно, что в этом фильме Басов даже не загримирован – для изображения представителя хищного мира на нем лишь одет "волчий" костюм, да и тот условный. Волк в этом фильме разумный, равный человеку и способный на человеческие эмоции и поступки, он даже оказывается положительным в сравнении с некоторыми людьми – тремя старухами из деревни Красной Шапочки, надеющиеся, что Шапочке выйдут боком ее прогулки по лесу.

"Мне нравится играть необычных, странных человечков, озадачивать зрителя: ты думал, я такой, а я вот этакий, привыкай думать не по правилам", — рассказывал актер.

Он относился к этой роли совсем не как к "животной", и не изучал специально волчьи повадки – для него главным было изобразить человеческое коварство. "Старую известную сказку сыграть непросто, обязательно нужно внести что-то новое, свое, ведь просто повторять всем известное – неинтересно", — писал Басов в своих мемуарах.

© Беларусьфильм по заказу Гостелерадио СССР
Кадр из фильма "Про Красную Шапочку"

Стамп

Владимир Басов исполняет песенку Стампа из фильма «Приключения Электроника»

Для Владимира Басова главным было сыграть ярко, пусть и немного – он не раз возмущался, что когда ему предлагают играть главные роли, акцент делают на метраже. Тогда как зачастую эпизодическая роль оказывается важнее, интереснее той, которая всегда на виду у зрителя. В фильме "Приключения Электроника" Басову досталась роль хитрого, расчетливого главаря банды – Стампа (или Шефа). На эту роль сначала был приглашен Анатолий Папанов, а режиссер Константин Бромберг в шутку говорил, что с этим амплуа справится только Луи де Фюнес. Басов тоже неохотно согласился на участие в фильме, по личным обстоятельствам — учительницу музыки в фильме играла его бывшая жена актриса Роза Макгонова. Тем не менее, Басову удалось блестяще вжиться в роль предводителя бандитов: в образ типичного "подлеца" он добавил также свойственную ему комичность и манерность. Рассказывают, что Басов лично придумал костюм Стампа, так как заранее сшитый костюм оказался на три размера больше – рассердившись, Басов скомандовал перепуганной художнице по костюмам: "Девочка, снимайте штаны". Еле влез в ее белые джинсы, нашел в гримерной  чей-то черный свитер, но остался доволен результатом.

© Одесская киностудия
Кадр из фильма "Приключения Электроника"
Кадр из фильма "Преступление и наказание"

Лужин

"Не люблю играть просто Петра Петровича или Сидора Сидоровича. Материал роли должен нести в себе заряд, который раздвинул бы конкретные рамки характера до широких зрительских обобщений. Тогда это интересно", — писал актер в своих мемуарах. Из собственных актерских работ Басову очень нравилась роль Лужина в "Преступлении и наказании", экранизации одноименного романа Достоевского (режиссер – Лев Кулиджанов). Отрицательный герой, негодяй, при этом бесконечно одинокий, трагически несчастный, вдохновлял Басова, он видел в этой роли простор для мысли, глубину и смысл.

"Смотришь на такого на первый взгляд отрицательного субъекта и вдруг замечаешь в нем что-то интересное, пусть экстравагантное. Смешное, даже уродливое, но все-таки в какой-то степени и хорошее, доброе, отзывчивое".

Подготовила Анастасия Демченко

Аудиофрагменты:

1. Владимир Басов исполняет песенку Стампа из фильма "Приключения Электроника"

2. Владимир Басов исполняет песенку Дуремара из фильма "Приключения Буратино"

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

Кино
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена