Разве можно забыть Дуремара, поющего про своих "дорогих пиявочек" в "Приключениях Буратино", бравого Мышлаевского в "Днях Турбиных", "советского риелтора" Бубукина, шифрующегося от всех и вся в фильме "По семейным обстоятельствам", Артура Артуровича в "Беге", выдающего тараканьи бега за главное развлечение русской аристократии, или размышляющего об искусстве Полотера в "Я шагаю по Москве"?
Большинству зрителей Владимир Басов известен благодаря своим актерским работам, но главной его страстью была режиссура. В 1941 году 18-летний Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема, однако до поступления пришлось ждать еще 6 лет — грянула война. Он ушел на фронт и к концу войны был уже в чине капитана артиллерийской дивизии. Все эти четыре года его не покидали мысли о режиссерском образовании, и, поступив во ВГИК, он важно расхаживал в гимнастерке на глазах у восторженных студентов, видящих в Басове мужественного, опытного защитника родины. Его любовь к кинематографу не была обусловлена ничем особенным:
"Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению, желание подражать, имитировать, лицедействовать".
На счету Басова-режиссера – 20 фильмов, 14 сценариев. Фильмы он снимал быстро: коллеги рассказывали, что он очень не любил, как другие режиссеры, "искать на площадке", а наоборот, с самого начала знал количество сцен и время, которое на них нужно затрачивать. Режиссер Александр Митта вспоминает: "Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень быстро, и четко, и складно монтировал. И вообще все, что происходило, прекрасно умещалось у него в голове".
Мышлаевский
Одной из самых ярких режиссерских работ Басова стал фильм "Дни Турбиных" — экранизация одноименной пьесы Михаила Булгакова. В ней же он сыграл и роль Виктора Мышлаевского, рефлексирующего артиллерийского штабс-капитана.
"Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: "Дни Турбиных" – моя давняя страсть", — напишет потом режиссер в своих мемуарах.
Годы, проведенные на войне, наложили отпечаток на восприятие Басовым исторических событий, сам он признается, что этим фильмом он хотел напомнить зрителям об истории России, о родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами. "Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру", — писал он.
Очевидно, что к выбору актеров Басов подходил крайне избирательно, хотя никогда не устраивал традиционных "проб на роль" — сам Басов признавался, что всегда наперед знает, какой актер должен быть в кадре. Например, главная роль Алексея Турбина могла принадлежать лишь одному человеку, и Басов хорошо это понял еще в момент написания сценария. В гибели Турбина Басов увидел "карамазовское искупление греха" и принял решение изобразить это благодаря аллюзии к фильму "Братья Карамазовы". "Мне нужно было, чтобы на сцене зрители увидали брата Алешу, вот почему я пригласил на эту роль актера Андрея Мягкова" (ранее Мягков сыграл Алексея Карамазова в фильме Ивана Пырьева).
Читайте также "Ирония судьбы, или 5 киноролей Андрея Мягкова" >>
Полотер
Надо сказать, что Басов и не думал об актерской карьере, и возможно, не сыграл бы десятки полюбившихся зрителям ролей, если бы не одна случайность. "Подлинным своим актерским рождением я обязан Георгию Данелия", — говорил Басов. В момент, когда он сидел в монтажной на Мосфильме и заканчивал свою работу над фильмом "Тишина", шли съемки фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". В процессе съемок Данелия принял решение добавить в фильм еще одного героя – полотера, ворчливого и комичного, и начались суетные поиски актера. Со слов сына Басова судьбоносная встреча состоялась в туалете Мосфильма – именно там Данелия предложил Басову эту роль. Тот отказывался под предлогом того, что зажимается перед камерами и не хочет испортить фильм известному режиссеру. На что Данелия парировал – лучше Владимира Басова, как известно, никто не рассказывает истории. А роль, хоть и эпизодическая, требовала той самой "истории" — смешной и запоминающейся. Никто не ожидал, что полотер, размышляющий о смысле искусства, станет началом актерской карьеры Владимира Басова – однако после выхода фильма на экраны Басов стал наперебой получать приглашения на пробы.
Свою актерскую карьеру Владимир Басов расценивал как вторую профессию, хотя сам не раз признавался, что не сравнивает режиссуру и актерское мастерство: "Актерство – это не должность, это то, что носишь в душе". Его коллеги по сцене рассказывают, что и вне съемочной площадки он продолжал "играть на сцене", и постепенно эта игра становилась неотделима от его личности. Басов довольствовался всегда ролями небольшими по объему, но к их выбору подходил достаточно строго. Его эксцентричная, театральная манера игры выглядела немного устаревшей, но актер на этот счет имел свою позицию: "По-моему, боятся пошевелить мускулом и возвысить голос те, кому нечего выкрикнуть. Если же у тебя имеется за душой пара наболевших мыслей, которыми необходимо поделиться, если ты можешь заворожить своим чувством зрителя, он пройдет вместе с тобой по проволоке над бездной".
Дуремар
Особое место в карьере Басова занимают роли в детских музыкальных фильмах, и по словам актера, играть с детьми – это самое сложное:
"Это очень опасно! Ведь дети не играют, они к съемкам относятся как к чему-то всамделишнему, верят, что все происходит по-настоящему. И от взрослых актеров требуют такого же отношения".
Первым детским фильмом Басова стала кинокартина Леонида Нечаева "Приключения Буратино", экранизация одноименной книги. Басов был приглашен на роль Дуремара.
В соответствии с книгой, Дуремар был "человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок". Большое лицо Басова, с крупным носом, глазами, ртом, оттопыренными ушами, казалось бы, сильно противоречило замыслу автора. Однако зритель вряд ли заметил несоответствие – Басов до сих пор остается самым известным "Дуремаром", и сложно представить на его месте кого-нибудь другого. Этот образ привязался к Басову как никакой другой, он сам любил рассказывать, как дети, увидев его, в страхе затихали: "Моя дочка-второклассница приводит своих подруг, и мне нравится смотреть, как они, раскрыв рот, разглядывают "живого" Дуремара, хихикают, а потом уходят в другую комнату и там разыгрывают отдельные сцены из "Золотого ключика", вытворяют, бог знает, что…"
Волк
Другой сказкой, прославившей Басова-актера, стала еще одна киносказка Нечаева — "Про красную шапочку". Интересно, что в этом фильме Басов даже не загримирован – для изображения представителя хищного мира на нем лишь одет "волчий" костюм, да и тот условный. Волк в этом фильме разумный, равный человеку и способный на человеческие эмоции и поступки, он даже оказывается положительным в сравнении с некоторыми людьми – тремя старухами из деревни Красной Шапочки, надеющиеся, что Шапочке выйдут боком ее прогулки по лесу.
"Мне нравится играть необычных, странных человечков, озадачивать зрителя: ты думал, я такой, а я вот этакий, привыкай думать не по правилам", — рассказывал актер.
Он относился к этой роли совсем не как к "животной", и не изучал специально волчьи повадки – для него главным было изобразить человеческое коварство. "Старую известную сказку сыграть непросто, обязательно нужно внести что-то новое, свое, ведь просто повторять всем известное – неинтересно", — писал Басов в своих мемуарах.
Стамп
Для Владимира Басова главным было сыграть ярко, пусть и немного – он не раз возмущался, что когда ему предлагают играть главные роли, акцент делают на метраже. Тогда как зачастую эпизодическая роль оказывается важнее, интереснее той, которая всегда на виду у зрителя. В фильме "Приключения Электроника" Басову досталась роль хитрого, расчетливого главаря банды – Стампа (или Шефа). На эту роль сначала был приглашен Анатолий Папанов, а режиссер Константин Бромберг в шутку говорил, что с этим амплуа справится только Луи де Фюнес. Басов тоже неохотно согласился на участие в фильме, по личным обстоятельствам — учительницу музыки в фильме играла его бывшая жена актриса Роза Макгонова. Тем не менее, Басову удалось блестяще вжиться в роль предводителя бандитов: в образ типичного "подлеца" он добавил также свойственную ему комичность и манерность. Рассказывают, что Басов лично придумал костюм Стампа, так как заранее сшитый костюм оказался на три размера больше – рассердившись, Басов скомандовал перепуганной художнице по костюмам: "Девочка, снимайте штаны". Еле влез в ее белые джинсы, нашел в гримерной чей-то черный свитер, но остался доволен результатом.
Лужин
"Не люблю играть просто Петра Петровича или Сидора Сидоровича. Материал роли должен нести в себе заряд, который раздвинул бы конкретные рамки характера до широких зрительских обобщений. Тогда это интересно", — писал актер в своих мемуарах. Из собственных актерских работ Басову очень нравилась роль Лужина в "Преступлении и наказании", экранизации одноименного романа Достоевского (режиссер – Лев Кулиджанов). Отрицательный герой, негодяй, при этом бесконечно одинокий, трагически несчастный, вдохновлял Басова, он видел в этой роли простор для мысли, глубину и смысл.
"Смотришь на такого на первый взгляд отрицательного субъекта и вдруг замечаешь в нем что-то интересное, пусть экстравагантное. Смешное, даже уродливое, но все-таки в какой-то степени и хорошее, доброе, отзывчивое".
Подготовила Анастасия Демченко
Аудиофрагменты:
1. Владимир Басов исполняет песенку Стампа из фильма "Приключения Электроника"
2. Владимир Басов исполняет песенку Дуремара из фильма "Приключения Буратино"
Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"