Сегодня отмечает день рождения Андрей Мягков - актер, который наделяет своих героев такой теплотой, что, даже не будучи особенно приятными или яркими, они непременно вызывают сочувствие и симпатию. Пять примеров невероятного обаяния тихих персонажей юбиляра - в материале проекта Weekend РИА Новости.
Братья Карамазовы (реж. Иван Пырьев, 1968)
В последнем фильме Ивана Пырьева "Братья Карамазовы" (режиссер умер, не закончив съемки, и завершали его работу Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, снимавшиеся в картине) Андрей Мягков сыграл младшего из братьев – Алешу. Картина, которой Пырьев отдал все свои силы – почти год писал сценарий, искал "палитру" и настроение, размышлял над актерским составом, - стала классикой советского кино, а в 1969-м была выдвинута на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Для молодого артиста работа у Пырьева стала первой серьезной ролью в кино: за три года до этого, в 1965 году, Мягков снялся в ленте Элема Климова "Похождения зубного врача", но фильм так и не вышел на экраны. В немногочисленных интервью Мягков называл эту роль своей любимой. Образ Алеши в отличие от характеров других братьев у Достоевского - самый неуловимый, построенный на полутонах.
"Когда меня спрашивают, какие роли мне больше по душе, отвечаю: те, которые требуют больше усилий, к которым нелегко подступиться. Вероятно, по этому признаку мне и дорог Алеша Карамазов", - рассказывал актер.
А вот как о работе Мягкова высказался Эльдар Рязанов, союз с которым позже сделал Мягкова звездой: "Роль требовала огромной внутренней убежденности, положительного заряда, простоты, естественности, достоинства. Малейшая фальшь в этом классическом персонаже Достоевского стала бы заметна сразу же. И образ, по сути, святого, "не от мира сего" Алеши при любой актерской неточности мог бы превратиться в свою противоположность, в образ ханжи. Это было очень сложно. И Андрей замечательно справился с этой труднейшей задачей".
Ирония судьбы, или С легким паром! (реж. Эльдар Рязанов, 1975)
Обязательный к новогоднему просмотру фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!", история о чудесной случайности, которая свела вместе московского ветеринара Женю Лукашина и ленинградскую учительницу Надю - первый опыт совместной работы Рязанова и Мягкова, обернувшийся невероятной удачей для обоих. Рязанов – вместе с Эмилем Багрицким автор пьесы, которая легла в основу картины – не рассчитывал на оглушительный успех, ведь сюжет ни для кого не был секретом, а спектакли по произведению шел более чем в сотне театров по всей стране, но буквально в первые минуты после премьерного эфира картина вызвала невероятный ажиотаж. "Занятно, что несколько телеграмм были отправлены 1 января в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, 08 минут, то есть немедленно после окончания показа. <…> Через месяц с небольшим, 7 февраля, после нескольких десятков тысяч зрительских писем в адрес телевидения "Иронию судьбы” повторили по первой программе", - вспоминал Рязанов.
Зрители "За!" пять фильмов Рязанова >>
Для Мягкова, к тому моменту сыгравшего в десятке картин, "Ирония судьбы" стала звездным часом и принесла звание лучшего актера по опросу "Советского экрана". В СССР "просыпались знаменитыми" в буквальном смысле слова: картина выходила в телеэфир, и на следующий день неизвестных актеров знала вся страна. Когда-то, кстати, так произошло с Людмилой Гурченко – героиней первой "новогодней" истории Рязанова, то же самое случилось с Мягковым. Всенародная любовь накрыла штормовой волной – актера стали узнавать на улицах, бесконечно просить автографы, заваливать письмами со всей страны.
"76-й, да. Помню, поздно легли спать - и звонок ночью раздался. Звонил из Ленинграда Никита Подгорный - мы с ним очень дружили. Поздравил меня с большим успехом и сказал: "Только об одном умоляю: не зазнавайся, потому что тебе это грозит", и это настолько в меня проникло..."
Между прочим, претендентов на роль Жени Лукашина было немало, среди них - и Андрей Миронов, и Олег Даль. Но убедительнее всех оказался Мягков. Настолько, что, отсмотрев пробы с картины, тогдашний председатель Госкино Ермаш посоветовал Рязанову: «Эльдар, мне все нравятся, но этого артиста, прошу тебя, не бери… Понимаешь, он даже на пробах пьяный, и это видно...". Можно ли было отказаться от такого таланта?
"Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным - задача архисложная, - рассуждал о работе актера Рязанов. - А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при этом хамить - нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу".
Служебный роман (реж. Эльдар Рязанов, 1977)
Роль над фильмом "Служебный роман", снятом по пьесе Рязанова и Багрицкого "Сослуживцы", по воспоминаниям актеров, шла быстро и весело: участники процесса спорили, предлагали свои варианты и столько импровизировали, что материала набралось на трехсерийный телефильм вместо двухсерийного. Не оставался в стороне и Мягков – главный герой картины, затюканный и простодушный служащий Новосельцев, папа и "мама" двоих детей, мечтающий стать начальником отдела "ле-е-егонькой промышленности", тем более что его партнершей по съемочной площадке оказалась блистательная Алиса Фрейндлих. По воспоминаниям Рязанова, несколько сцен, в том числе романтический ужин у Людмилы Прокопьевны и попытка Новосельцева "подкатить" к "мымре" в гостях у Самохвалова, чтобы выбить должность – абсолютная импровизация дуэта.
Неудивительно, что в 1978-м году по опросу журнала "Советский экран" Фрейндлих и Мягков стали лучшими актерами, а картина оказалась фильмом года. Между тем, приглашая Мягкова в очередной фильм, Рязанов, по его словам, шел на определенный риск.
"Одни и те же авторы, тот же постановщик и тот же самый исполнитель. А роли, я бы сказал, выросли из одного корня, - впоследствии рассуждал режиссер. - <…> И тут надо отдать должное Мягкову. Он себя не пожалел. Замурзанный, неряшливо одетый, опустившийся клерк с мерзкими усиками — таким он выглядит на старте нашей любовной истории. Мне кажется, Андрею удалось создать совсем иной человеческий персонаж, отличающийся от Лукашина из "Иронии судьбы". <…> Актер очень точно расставил акценты, не "промазал" ни одного доброго, человечного нюанса в роли".
В картине Мягков не только играл, но и пел: в то время, как в "Иронии судьбы" его персонаж поет голосом Сергея Никитина, здесь песни – "Моей душе покоя нет", "Облетают последние маки", "Нас в набитых трамваях болтает" - актер исполнил сам.
Гараж (реж. Эльдар Рязанов, 1979)
Сатирическая комедия о современных нравах "Гараж", в основу которого легла реальная история заседания кооператива "Мосфильм", вышла на экраны в 1979-м году. В "интерьере" из чучел лосей, сов и бегемотов (в фильме действие перенеслось в НИИ "Охраны животных от окружающей стреды") разворачивалась настоящая драма про "естественный отбор", который, оказывается, касается не только братьев наших меньших.
В картине - невероятный актерский ансамбль: Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Вячеслав Невинный, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова и другие непревзойденные актеры могли собраться вместе только у такого именитого режиссера, как Рязанов. Мягкову в картине досталась роль "временно немого" лаборанта по фамилии Хвостов, одного из несправедливо исключенных из гаражного кооператива, человека мягкого, преданного своему делу. Голос герой картины теряет потому, что ныряет в бассейн к больному тюленю Боре дать ему лекарство, а после заболевает ангиной.
Роль без слов – безусловно, испытание для любого актера:
"Лишив артиста голоса, я отнял у Мягкова одно из его самых сильных средств выразительности, - рассказывал Рязанов. - Я сразу как бы поставил артиста в условия менее выгодные, чем у других исполнителей. Кроме того, мы совсем не боролись за "красоту" и обнародовали раннюю лысину Мягкова, нанеся этим, как я догадываюсь, жуткую травму многим поклонницам Андрея Васильевича. Фильм был по стилистике жестким, сатирическим. И артист отлично понимал, что любое украшательство, в том числе и собственное, здесь неуместно".
А еще Рязанов рассказывал, что потерявший голос герой – в своем роде "месть" актеру, который когда-то раскритиковал текст песни "У природы нет плохой погоды", написанный режиссером для "Служебного романа" и выданный за произведения Уильяма Блейка. За отсутствие интуиции он был наказан", — шутя признался в своей книге воспоминаний Рязанов. — "В следующем фильме, "Гараж", я предложил ему "немую" роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее".
Жестокий романс (реж. Эльдар Рязанов, 1984)
В "Жестоком романсе" Мягкову досталась роль мелкого почтового чиновника Карандышева, которого сложно назвать человеком симпатичный – жалкий, малодушный, мелочный на первый взгляд, он не вызывает приятных эимоций. Зато как тонко и точно Мягкову удалось передать этого персонажа, найти краски, способные сделать образ не таким однозначным, даже противоречивым, вызвать сочувствие. И пускай в свое время критика обрушилась на картину, чтобы не оставить от нее камня на камне – те претензии морально устарели и канули в прошлое, а роли в картине остаются "золотым фондом" снимавшихся в ней актеров.
Приступая к работе над картиной, Рязанов уже знал, что позовет на главные роли Михалкова и Мягкова, и предварительно заручился их согласием.
"Я не хотел показать Карандышева гадким ничтожеством, этот путь я отверг сразу. Я предложил роль Андрею Мягкову, актеру привлекательному, в котором одновременно сосуществуют как положительное, так и отрицательное обаяние. В Карандышеве хотелось выявить натуру противоречивую: в нем наряду с презрением к миллионщикам и их богатству живут мучительная зависть к толстосумам, неодолимое желание подражать им, быть с хозяевами жизни на равных", - писал Рязанов в "Неподведенных итогах".
Со съемками связана одна история, которая могла бы стать трагической. В живописном волжском месте, у Ипатьевского монастыря, снималась сцена, когда Карандышев на лодке пытается догнать пароход Паратова "Ласточка", который увез его Ларису. Сцена была, в общем-то, несложной, но с первого раза не получилась – пароход не вписался в кадр, и Мягкова попросили подгрести к нему поближе, что он и сделал. Лодка ударилась о лопасть колеса и опрокинулась.
"Все боялись, что меня засосало, – вспоминал актер. – Но я всплыл. Правда, не сразу понял, почему я жив. Находясь под водой, я уже успел подумать, что смерть достаточно нелепая. И как обидно, что обвинят группу, в частности, Рязанова. Успел сознанием перекинуться в Москву, к жене, представить, как меня будут хоронить. В общем, уже смирился с тем, что утону. Паники не было, было состояние полного покоя… Кстати, перед съемками этой сцены я был в Ипатьевском монастыре. Помню, очень долго стоял перед иконостасом. Настолько долго, что прибежали со съемочной площадки: "Скорее, скорее, Андрей Васильевич, мы вас ждем". И я прямо бегом помчался к съемочной группе. Думаю, спастись тогда мне помог Бог".
Андрей Мягков исполняет песню "Нас в набитых трамваях болтает" из к/ф "Служебный роман". Запись 1977 года
Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"