МОСКВА, 4 окт - РИА Новости, Мария Ганиянц. Три десятка работ Василия Кандинского периода 1902-1911 годов и столько же картин других участников объединения "Синий всадник" впервые представлены в России на экспозиции в ГМИИ им. Пушкина, рассказала на пресс-конференции во вторник куратор выставки Наталья Автономова.
Основополагающее для искусства ХХ века объединение "Синий всадник" (Der Blaue Reiter), к которому в разное время присоединились Пауль Клее, Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и другие, было основано Василием Кандинским и экспрессионистом Францем Марком в 1911 году в Мюнхене.
На выставке, которая продлится до 15 января 2012 года, представлены работы из уникального собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus.
"Выставка "Синий всадник" знакомит с интересным периодом творчества Кандинского, когда он от ученических работ, аккумулируя достижения французского фовизма и немецкого экспрессионизма, переходит к абстракционизму, от предметного к абстрактному", - пояснила куратор.
Еще одной особенностью экспозиции, в которую вошли полотна Франца Штука и Франца Ленбаха, работы Франца Марка, Августа Маке, Паула Клее, портреты Габриэлы Мюнтер и других участников объединения, по словам Автономовой, является то, что Кандинский представлен в контексте единомышленников, учившихся и работавших с ним в Мюнхене.
По словам куратора, о такой выставке лидер абстракционизма мечтал еще сто лет назад, говоря о том, что ему хотелось бы видеть работы "Синего всадника" в Москве, городе, который он очень любил и называл "мой живописный камертон".
Разноцветная гора реальности
Как рассказал журналистам влюбленный в Кандинского директор галереи Lenbachhaus Хельмут Фридель, смотреть представленные на выставке работы художника, надо забыв все, что о нем знаешь. "Надо просто наслаждаться цветом, картинами. Например, его работа "Разноцветная гора" - сначала даже непонятно, что там гора изображена, но, глядя на это полотно, чувствуешь, как хлещет буйная жизненная энергия, ощущаешь, как прекрасна жизнь. Кандинский пытался создать тот язык, который можно понять не разумом, но душой", - пояснил он.
Идеи Кандинского и Франца Марка были в значительной степени оформлены в альманахе "Синий всадник", который вышел в середине мая 1912 года в издательстве Райнхардта Пипера в Мюнхене, который стал программным документом художников-авангардистов.
Важнейшей особенностью участников "Синего всадника", по мнению Фриделя, было то, что они не призывали следовать какому-то одному стилю, а старались объединить разные.
По его словам, абстракция Кандинского отличается от абстракции Мондриана или Малевича, так как художник стремился воплотить что-то, что существует за реальностью - некую духовную реальность.
Свою задачу участники "Синего всадника" видели в развитии новых форм искусства вне зависимости от какого-либо канона: так же, как и представители раннего экспрессионизма группы "Мост", работы которых недавно экспонировались в ГМИИ, они тяготели к беспредметности, к синтезу примитивного и современного искусства. Сфера влияния "Синего всадника" не ограничивалась Мюнхеном и Берлином, а распространилось и на Швейцарию, где во время Первой мировой войны сгруппировалась пацифистски настроенная эмиграция.
Велосипед в наследие
Все выставленные работы Кандинского были подарены мюнхенской галерее Lenbachhaus его ученицей и возлюбленной Габриэллой Мюнтер, с которой он вместе жил в столице Баварии до начала Первой мировой войны, рассказал Фридель.
Габриэла была ученицей и близкой подругой Кандинского с 1904 года. Обещая жениться на ней, художник так своего слова и не сдержал: накануне войны он уехал из Германии, оставив на ее попечение свои работы и бумаги. Вплоть до 1921 года, до его возвращения в Мюнхен с юной женой Ниной, Габриэла ничего о нем не слышала, не знала, жив он или нет, но тщательно оберегала все наследие художника. Когда же он наконец объявился, разъяренная изменой и равнодушием художника, который все эти годы не давал о себе знать, Мюнтер отказалась вернуть картины. Пять лет длились судебные разбирательства Кандинского с его немецкой подругой, которая в итоге одержала верх. Художник отказался от всех притязаний на свои вещи, попросив вернуть лишь велосипед. Вплоть до 1957 года Мюнтер тщательно берегла наследие, отказываясь продать даже одну работу в самые тяжелые времена, и в день своего 80-летия подарила все галерее Lenbachhaus, которой теперь принадлежит самое большое в мире собрание художников "Синего всадника".
"Только женщина и только художница могла сделать такой подарок", - заключил Фридель.