СИМФЕРОПОЛЬ, 19 авг – РИА Новости. Глава крымского обкома КПСС в дни ГКЧП Леонид Грач, затем длительное время возглавлявший парламент автономной республики Крым в составе Украины, рассказал о некоторых обстоятельствах событий августа 1991 года и прокомментировал последовавшие политические события, приведшие к развалу СССР.
Не по этикету
Пока ждали прилета, вспоминает Грач, Кравчук предложил выпить по фужеру шампанского. Все предложение поддержали, кроме самого Грача. В итоге из всей делегации "при галстуке" встречал семью президента СССР только Грач, хмельное состояние остальных легко читалось по расстегнутым воротничкам и слишком мокрым от пота рубашкам.
"Надо сказать, что Раиса Максимовна отреагировала на это возмущенно. Но когда зашли в гостевой домик (домик для официальных делегаций в аэропорту – ред.) и сели за стол, Кравчук поднял тост — такого подобострастного возвышения (Горбачева) и одновременно собственного унижения представить нельзя. Он называл Горбачева "самым великим" и "гениальным", хотя сам был готов ему "выстрел в спину" сделать. Это притом, что он уже не был в руководстве компартии, но все равно так поступал", — рассказывает Грач.
"Это к вопросу о том, кто в семье часто принимал решения", — добавляет Грач.
Никаких предвестников "грозы"
Еще одна судьбоносная встреча, казалось бы, не предвещавшая никаких последствий, произошла у Грача в середине августа 91-ого. Тогда в Крыму отдыхал один из организаторов "августовского путча" министр МВД Борис Пуго с супругой и Евгений Примаков (на тот момент член совета безопасности СССР) с внуком.
Как-то раз оба позвонили Грачу и попросили показать заповедные места Крыма. Грач предложил провести экскурсию в районе Бельбекской и Байдарской долин (Бахчисарайский район), а далее встретиться и подкрепиться на одной из спецдач в крымском заповеднике. 16 августа произошла эта поездка, с участием членов семей отдыхающих москвичей, в том числе и внука Примакова. Она завершилась далеко заполночь, Грач вспоминает также, как Евгений Максимович отлично пел украинские песни.
"Я улетаю, есть вопросы, скупо говорил Пуго. Но так, чтобы напрямую – скоро жди событий – ничего не было", — рассказал Грач.
Позднее Грачу, по его информации, предъявляли обвинения в том, что он якобы принимал участие в блокировании президента СССР Горбачева с моря на даче "Заря" и квалифицировали это как "измена Родине". Причиной столь опасных для Грача выводов стала, по его словам, уверенность следователей, что встречи с Пуго и Примаковым носили не случайный характер. "Но Примаков вскоре (в ноябре 1991 года – ред.) возглавил внешнюю разведку и претензии по этому поводу сразу отпали", — сказал Грач.
Лебединое озеро
К возвращению членов ГКЧП от Горбачева Грач вновь приезжал на аэродром Бельбек. "Первое, что я увидел – у всех просто черные лица. И возмущение. И мне говорит Шенин — он сам сибиряк, не до этикета было – "подставил нас и отказался" и обозвал Горбачева. Я спросил, что делать? Шенин ответил, что будут воевать", — вспоминает Грач. Бывший глава обкома вспоминает, что вместе с членами ГКЧП на аэродром приехал начальник личной охраны президента СССР Владимир Медведев, которому Горбачев "дал от ворот поворот" — то есть приказал уехать из "Зари". По словам Грача, тот выглядел очень подавленным.
Страшное развитие
По мнению Грача, решающую роль в поражении ГКЧП сыграли не только "глупые" и "нескоординированные" действия его членов, как, например, вывод танков на улицы Москвы, но и роль военных — Руцкого, Лебедя и Грачева. "Когда прилетели 21 августа за Горбачевым – аж страшно смотреть было – автоматы, бронежилеты, балаклавы", — вспоминает Грач. К самому домику, откуда с Бельбека улетал Горбачев с семьей в Москву, Грача даже не подпустили.
Договоренности были
"Его (Горбачева – ред.) интересовала власть. Он надеялся, что спровоцировав их (ГКЧП – ред.), с помощью Ельцина их уберет, что и произошло, а потом сам приедет в Москву", — уверен Грач. Попытки заключить новый союзный договор (20 августа), по мнению Грача, предпринимаемые Горбачевым, имели целью любой ценой удержаться у власти.
"Ведь Ельцин поставил условие, что не подпишет договор, если в нем будет говориться про СССР. Это уже должен был быть союз суверенных государств. Это было уже не то", — добавляет Грач.
Булаву за Крым
Последующие события, приведшие к распаду СССР, произошли в Беловежской пуще в начале декабря 1991 года. По мнению Грача, который опирается на воспоминания работников резиденции в Беловежской пуще в тот момент, решения были спонтанными. Идейными вдохновителями стали Сергей Шахрай и Геннадий Бурбулис, а сама идея возникла после затяжного застолья трех делегаций.
При этом о Крыме, Севастополе, военных базах, русском населении в республиках в российской делегации никто и не подумал, отметил Грач. "К огромному горю, о Крыме ни в каком контексте вопрос не был поставлен", — уверен Грач.
"После экскурсии в церковь мы приехали на Байдарские ворота (памятник истории и архитектуры на Байдарском перевале, где проходит дорога с южного берега Крыма на Севастополь, там же находится ресторан), сели в зале. И я говорю: "в Крыму ходит один "анекдот", Борис Николаевич. Кто из вас троих в Беловежской пуще был самый трезвый?" Когда я сказал слово "трезвый", его передернуло, но он велел продолжать. Я и сказал: "Говорят, что Кравчук (в 1991 году стал первым президентом Украины – рег.)". Он: "почему?" Я ответил, потому что Крым себе оставил", — рассказал Грач.
В ответ Ельцин, по словам Грача, разразился ругательством в адрес Кравчука. "Если бы я захотел, я тогда бы провел линию по карте от Харькова до Измаила – это все мое" — эти слова тогда Ельцин сказал", — добавил Грач. Тему поскорее замяли.
"Он (Кравчук) настолько хотел иметь булаву (символ президентской власти на Украине – ред.), что пошел на все. И пошел бы на все, согласился бы на все условия, не только Крым отдать России, но и, как сказал потом Ельцин, провести ту самую линию на карте", — уточнил Грач.