Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
Об этом музее вполне обоснованно говорят, что он работает как машина времени. Правда, переместиться на ней возможно лишь в прошлое, обратно в СССР. Посетители будто вновь оказываются в том времени, когда стройными колоннами советские граждане ходили на первомайскую демонстрацию, пионеров в лагере будил горнист, а по вечерам во дворах собирались и пели под гитару. Где ели мороженое из бумажных стаканчиков, звонили из телефонных будок, пили лимонад из автоматов и играли в "Морской бой" за 15 советских монет...
Пять лет назад три товарища - студенты московских технических вузов - попивали вечером дружной компанией чай и вспоминали школьные годы чудесные... Например, как бегали после уроков в кинотеатры и парки культуры, чтобы поиграть в "Морской бой". Вот тогда кто-то из них и озвучил идею: как же, наверное, было бы здорово иметь такой игровой автомат дома и уничтожать вражеские эсминцы столько, сколько захочется.
"А потом они подумали, а почему бы не доставить такое же удовольствие и другим геймерам со стажем, - рассказывает администратор Музея советских игровых автоматов Мария Бомко. - Вот с этого все и началось. Эти три товарища и сейчас работают в нашем музее, собственно, они наше руководство: директор Александр Стаханов, худрук Александр Вугман и директор по развитию Максим Пинигин".
Первые автоматы они искали на свалках
Техническое образование очень пригодилось друзьям-инженерам, поскольку ни один автомат не попал в музей в рабочем состоянии. Чаще всего из трех сломанных собирали один.
Наиболее выдающиеся аттракционы мира >>
Первые автоматы товарищи искали на свалках всего бывшего СССР, потом по заброшенным пионерским лагерям, покупали в парках культуры и отдыха, в кинотеатрах. Сейчас в музее установлены 60 автоматов, десять из них пока еще находятся в стадии ремонта.
Как и прежде, чтобы начать игру, нужно опустить в монетоприемник 15 копеек.
"Вот здесь нам повезло, потому что все "пятнашки" нам достались вместе с автоматами, - говорит Бомко. - Они были внутри. Покупка этих монет и есть входная плата в музей. На 300 рублей мы выдаем посетителям 15 монет - это означает, что они могут поиграть в 15 различных игр - и каждый раз всех просим возвращать неиспользованные монеты, а не уносить с собой". Как и раньше, в качестве выигрыша автоматы предлагают лишь призовую игру, поэтому они если и родственники "одноруким бандитам", то очень дальние. Хотя именно "однорукие" изначально и повлияли на то, что Советский Союз озадачился производством собственных игровых автоматов.
"Военное" производство
Наши люди впервые увидели их в 1971 году, когда в парке культуры и отдыха имени Горького проходила Всемирная выставка аттракционов и игровых автоматов. Отечественных образцов среди них не было - в Советском Союзе это чудо передовой инженерной мысли появилось лишь четыре года спустя.
Оказывается, автоматы делали на военных заводах: 22 засекреченных оборонных объекта неустанно трудились к вящему восторгу советских школьников.
Стоит заметить, что при всей скромности ассортимента бытовой техники в СССР, автоматов было выпущено 80 видов.
"Правда, некоторые из них по сути дублировали друг друга. К примеру, "Ни пуха, ни пера" и "Охота" похожи как близнецы-братья, - рассказывает директор музея Александр Стаханов. - Часто выпускались модифицированные версии одной и той же игры. Кстати, по цене автоматы приближались к стоимости "жигулей".
Как дойти до ручки в Музее хлеба? >>
Это сейчас на фоне всевозможных компьютерных примочек они выглядят словно из каменного века, а по тем временам разработчики использовали самые передовые инженерные технологии, и "начинка" у автоматов получалась очень дорогой, они могли стоить до 4 тысяч рублей".
Постсоветское "вымирание"
У детворы они пользовались чрезвычайной популярностью, впрочем, в "Воздушный бой", "Сафари" и "Торпедную атаку" с не меньшим азартом играли и взрослые. Однако так уж получилось, что автоматы "вымерли" вместе с распадом СССР. То, что сегодня собрано в музее, привезено со всех концов бывшей державы.
Музей посещают до ста человек в день: приходят те, кто ностальгирует по золотому детству, заглядывают и те, кого принято называть сетевым поколением, или поколением next.
"Я думаю, что этих совсем еще молодых людей привлекают в первую очередь именно тактильные ощущение, ну, в том смысле, что руль у той же "Магистрали" очень напоминает настоящий и его можно покрутить. Если они стреляют из винтовки, то они чувствуют отдачу. Или вот "Силомер "Репка", ты же на самом деле прилагаешь усилия и узнаешь, сколько килограммов можешь вытянуть", - считает Бомко.
А еще в музей юноши и девушки, как правило, приходят с друзьями. Именно так всегда и поступают московские школьники Валерий Багрий и Александр Хныкин. "Мы с другом просто любим одни и те же игры, нам нравится "Хоккей", "Футбол" "Баскетбол", а в это играть одному как-то не с руки", - объясняет Валерий.
Александр добавляет, что недостаток всех компьютерных стрелялок, бродилок и других игр в том, что они, по его мнению, мертвые, а эти автоматы - живые. Играя, ты чувствуешь саму игру.
Елена Косова