МС-21 (магистральный самолет 21 века) — семейство российских пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров (ближне- и среднемагистральных самолетов). В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-200, рассчитанный на перевозку от 132 до 165 пассажиров, и МС-21-300, который может перевозить от 163 до 211 пассажиров.
В дальнейшем планируется создание самолета МС-21-400 на 212 мест. МС-21 сменит советские самолеты "Ту", "Як" и "Ан".
Головной исполнитель программы — Корпорация "Иркут". МС-21 создается в кооперации с несколькими ведущими предприятиями российского авиапрома, а также в широкой международной кооперации.
Разработка МС-21 стартовала в начале 2000-х годов в ОКБ им. А.С. Яковлева, которое в своей работе над ним использовало идеи и технические наработки проекта самолета аналогичного назначения Як-242, разработанного в 1995 году.
В 2004 году ОКБ им. А.С. Яковлева вошло в состав Корпорации "Иркут".
В 2009 году на основе конструкторского коллектива Опытно-конструкторского бюро им. А.С. Яковлева в корпорации было сформировано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр им. А.С. Яковлева, который обеспечивает разработку МС-21. Он объединяет и координирует работу научно-промышленной кооперации, в составе которой Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и ведущие научные институты России; центры компетенции, созданные в рамках Объединенной авиационной корпорации (ОАК); отечественные и зарубежные инжиниринговые компании, создающие для МС-21 принципиально новые разработки.
В едином информационном пространстве с Инженерным центром ведут разработку конструкции и систем самолета МС-21 специалисты филиалов Корпорации "Иркут" в Ульяновске и Воронеже.
При проектировании МС-21 был внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта. Он предусматривает вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.
МС-21 включил в себя все последние мировые разработки в области самолето- и двигателестроения. В его конструкции использованы современные материалы, в том числе композиционные, доля которых составляет около 40%, в результате чего вес самолета заметно снизился. Передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике. Инновационные решения в двигателе сократили потребление топлива, а также вредные выбросы и шум, обеспечили более высокую крейсерскую скорость. Бортовая система технического обслуживания, охватывающая 100% систем самолета, повысила его надежность и сократила время простоев.
Одно из ключевых конструкторских решений проекта МС-21 — увеличенный диаметр фюзеляжа с возможностью перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков. Самый широкий в своем классе фюзеляж обеспечивает не только повышенный комфорт, но и уменьшение времени посадки и высадки пассажиров.
Для МС-21 были сконструированы специальные кресла, удобные для людей разных комплекций, а также для инвалидов. В самолете установлены большие иллюминаторы, которые увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат: увеличено давление, установлена система увлажнения воздуха, новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры.
МС-21 полностью соответствует международным стандартам и отраслевым требованиям в области безопасности. Самолет МС-21 может эксплуатироваться во всех климатических зонах без сезонных перерывов.
Для наземных испытаний систем и элементов конструкции самолета МС-21 в России была создана новая стендовая база. Прототипы и агрегаты композитного крыла и оперения машины были испытаны на прочность и усталость. Осуществлены аэродинамические, прочностные и ресурсные испытания металлических частей и узлов самолета.
Проведенные испытания подтвердили правильность выбранных конструкторских решений самолета МС-21.
Разработка МС-21 дала мощный технологический толчок большинству предприятий ОАК. В рамках реализации программы МС-21 проведено масштабное техперевооружение производственных мощностей в Иркутске, Ульяновске, Воронеже, Казани, созданы новые высокотехнологичные компании.
В начале июня 2016 года была завершена постройка первого самолета МС-21-300. 8 июня состоялась торжественная церемония его выкатки.
Летно-технические характеристики МС-21-200
Типовая двухклассная компоновка — 132 кресла
Максимальная компоновка — 165 кресел
Максимальная взлетная масса — 72 560 кг
Максимальная посадочная масса — 63 100 кг
Максимальная коммерческая нагрузка — 18 900 кг
Максимальная заправка топливом — 20 400 кг
Максимальная дальность полета в двухклассной компоновке — 6 400 км
Суммарный объем грузовых отсеков — 34 куб. м
Длина самолета — 36,8 м
Размах крыла — 35,9 м
Высота — 11,5 м
Ширина фюзеляжа — 4,06 м
Максимальная ширина пассажирского салона — 3,81 м
Летно-технические характеристики МС-21-300
Типовая двухклассная компоновка — 163 кресла
Максимальная компоновка — 211 кресел
Максимальная взлетная масса — 79 250 кг
Максимальная посадочная масса — 69 100 кг
Максимальная коммерческая нагрузка — 22 600 кг
Максимальная заправка топливом — 20 400 кг
Максимальная дальность полета в двухклассной компоновке — 6 000 км
Суммарный объем грузовых отсеков — 49 куб. м
Длина самолета — 42,2 м
Размах крыла — 35,9 м
Высота — 11,5 м
Ширина фюзеляжа — 4,06 м
Максимальная ширина пассажирского салона — 3,81 м
К 2017 году Корпорация "Иркут" подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Портфель "мягких" заказов (опционы и соглашения о намерениях) превышает 100 самолетов. При этом "Аэрофлот" заказал 50 лайнеров, начало поставок — 2018 год.
Общий объем инвестиций в программу создания новейшего самолета МС-21 на середину 2016 года составлял порядка 100 миллиардов рублей, из которых 80% — деньги, которые были получены от государства в виде разной помощи, а 20% — собственные средства Корпорации "Иркут".
Двадцать восьмого мая 2017 года новый российский гражданский лайнер МС-21 совершил первый полет, об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников