Биография Александра Яковлева

1 апреля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения советского авиаконструктора, академика Академии наук СССР, генерал-полковника-инженера Александра Сергеевича Яковлева.

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года в Москве.

Учась в школе, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива.

В это же время у него проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал ее в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Яковлев организовал авиамодельный кружок. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ).

Был активистом Авиахима и Осоавиахима.

В 1924 году добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского на рабочих должностях, в том числе авиамотористом. В том же году построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях; в 1927 году — легкий самолет АИР-1, на котором Юлиан Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

За эти достижения Яковлев был зачислен слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1931 году. Во время учебы в академии он не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 годы под его руководством было создано восемь типов самолетов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

С 1931 года Яковлев работал инженером на аиазаводе № 39, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В январе 1934 года эта группа энтузиастов была переведена из Осовиахима в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро (КПБ Спецавиатреста), начальником которого стал Александр Яковлев.

В 1935-1956 годах Яковлев был главным конструктором ОКБ завода № 115 и одновременно в 1935-1952 годах директором этого завода, а также в 1940-1946 годах заместителем и первым заместителем наркома (в 1946 году — министра) авиационной промышленности.

С 1956 года по 1984 год — генеральный конструктор ОКБ.

Яковлев был также главным конструктором авиазаводов №47 (1934) и №464 (1947).

В 1984 году он ушел на пенсию в возрасте 78 лет.

Всего под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.

Александр Яковлев был председателем Научного совета Министерства авиационной промышленности (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института (1944, 1958), председателем редколлегии журнала "Техника воздушного флота" (1942-1947).

Авиаконструктор в 1946-1986 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Яковлев — генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами — офицерским крестом ордена Почетного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).

Александр Яковлев — автор книг "Цель жизни", "Рассказы авиаконструктора", "Советские самолеты" и других. Они выпущены в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более трех миллионов экземпляров.

Авиаконструктор скончался 22 августа 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

На доме, где он жил в Москве, открыта мемориальная доска. Бронзовый бюст Александра Яковлева установлен в Москве напротив здания конструкторского бюро, которым он руководил много лет. В 1990 году этому конструкторскому бюро было присвоено имя авиаконструктора Александра Яковлева.

Его именем в 2006 году названа улица в Северном административном округе города Москвы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Справки
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена