Метеорит "Челябинск"

© Фото : Science / AAASГлавная масса челябинского метеорита, поднятая со дна озера Чебаркуль. Архивное фотоГлавная масса челябинского метеорита, поднятая со дна озера Чебаркуль. Архивное фото
2 года назад 15 февраля 2013 года состоялось падение метеорита "Челябинск" - самого большого из известных небесных тел, падавших на землю после Тунгусского метеорита в 1908 году.

15 февраля 2013 года в 9:22 по местному времени (7:22 мск) над территорией Челябинской области пролетел метеорит со сверхзвуковой скоростью и яркой вспышкой света.

Вспышка света была видна и в соседних регионах, а также в сопредельном Казахстане. Ударная волна выбила стекла более чем в 7 тысячах зданий. ЧП обошлось без человеческих жертв, но пострадали более 1,6 тысячи человек, 52 человека были госпитализированы.

Впервые в истории человечества столкновение с крупным небесным телом было столь детально задокументировано. Проведен беспрецедентно быстрый и достаточно полный научный анализ события, включая сопровождавшие его эффекты.

15 февраля в 3 часа 20 минут по Гринвичу метеорит вошел в атмосферу Земли в районе границы России с Казахстаном. Он двигался со стороны Солнца в западном направлении. Вследствие малого угла по отношению к Солнцу (около 15 градусов) метеорит не был обнаружен системами по наблюдению за астероидами. К тому же, современные телескопы ориентированы на поиск астероидов больше 100 метров в диаметре (по современным представлениям, начиная с этого размера космические тела могут произвести катастрофические разрушения на Земле), и поэтому проникновение этого тела в атмосферу прошло незамеченным.

Тринадцать секунд спустя метеорит, превратившийся к этому времени в яркий болид (яркий огненный шар), достиг пика своей светимости, практически прекратив свое существование. Момент взрыва тела зафиксировали американские сейсмологи. 15 февраля в 3 часа 20 минут 26 секунд по Гринвичу наблюдался толчок магнитудой 4 примерно в километре к юго-западу от центра Челябинска. Для сравнения, падение Тунгусского метеорита оценивается в 5,0 баллов. Российские сейсмические станции зафиксировали сопутствующее взрыву землетрясение с магнитудой 3,2 в районе Еманжелинска.

На Земле это событие наблюдалось как мощный взрыв, после которого болид продолжил свое движение, но значительно ослабил яркость и через несколько секунд пропал совсем.

Первые оценки мощности взрыва, полученные с инфразвуковых станций Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний, дали значение около 470 килотонн в тротиловом эквиваленте, более поздние данные с инфразвуковых станций в России и Казахстане – 570 килотонн (плюс-минус 150).

При этом данные оптических и инфракрасных наблюдений со спутников показали, что только в виде излучения "высветилась" энергия, эквивалентная 90 килотоннам, что соответствуют суммарной энергии взрыва в 590 килотонн (плюс-минус 50).

Болид начал светиться на высоте 97,1 километра, когда он вошел в атмосферу на скорости 19,16 километра в секунду. Наивысшей яркости он достиг на высоте 29,7 километра — в этот момент его яркость достигла звездной величины минус 27,3, при том, что звездная величина Солнца составляет минус 26,7, а значит, болид сиял примерно в 30 раз ярче.

Ученые оценили массу объекта до входа в атмосферу в 13 тысяч тонн, а его размер – в 19,8 метра.

Через несколько минут после взрыва (по свидетельствам очевидцев от 77 секунд до трех минут и более, в зависимости от расстояния) на землю пришла ударная волна. Полоса воздействия ударной волны на поверхности составила около 130 километров в длину и 50 километров в ширину.

Площадь поражения ударной волной составила 6,5 тысячи квадратных километров.

До земли долетело всего 4-6 тонн метеоритного вещества, что составляет 0,03-0,05% от исходной массы, при этом 76% испарилось, а остальное превратилось в пыль.

Исследование метеоритного вещества показало, что челябинский астероид относился к числу обыкновенных хондритов типа LL5, его возраст составляет около 4,45 миллиарда лет, примерно в момент рождения он испытал мощное столкновение с другим объектом. Химический анализ показал, что в метеорите остались следы органических соединений, содержащих серу и кислород.

Челябинский болид оказался "звучащим": свидетели слышали электрофонные звуки — так называют странные потрескивания, которые иногда слышны во время полета болида. Такие звуки не могут исходить от самого космического тела, ученые считают, что их провоцируют электромагнитные поля, возникающие при полете болида. После вспышки болида жители в течение целого дня чувствовали запах серы или запах гари.

Опрошенные учеными свидетели события говорили, что им было больно смотреть на болид. Около 25 человек из 1,1 тысячи опрошенных сообщили, что получили ожоги, 315 чувствовали жар, а 415 – тепло от излучения болида.

Ученые обследовали около 50 населенных пунктов в окрестностях Челябинска, чтобы определить масштаб повреждений. На карте деревни и города, где ударной волной были выбиты стекла, легли характерной "бабочкой", крылья которой были развернуты перпендикулярно траектории полета болида. Примерно такую же "бабочку" на карте вывала леса почти сто лет назад нашли исследователи Тунгусского события.

Взрыв челябинского болида в середине февраля 2013 года привел к появлению гигантского пылевого кольца в верхних слоях атмосферы, которое опоясало все северное полушарие нашей планеты и оставалось в стратосфере по меньшей мере три месяца после этого события.

Осенью 2013 года из озера Чебаркуль был поднят фрагмент метеорита весом 654 килограмма. При взвешивании он раскололся, фрагмент массой 540 килограммов отправился в Челябинский государственный краеведческий музей.

Еще один осколок болида стал экспонатом Национального музея естественной истории Франции.

Метеорит, получивший название "Челябинск", оказался самым большим из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита в 1908 году. Такое событие в среднем происходит раз в 100 лет.

"Челябинское событие" стало значимым и для политики: оно заставило власти США, России и Евросоюза еще раз вернуться к проблеме астероидно-кометной опасности.

В Америке государственный бюджет по астероидной опасности в 2014 году составил 60 миллионов долларов, а до инцидента с челябинским метеоритом он был втрое меньше – 20 миллионов долларов.

В декабре 2014 года МЧС РФ предложило разработать федеральную целевую научно-техническую программу по созданию национального сегмента мониторинга и прогноза астероидно-кометной опасности (АКО). Предполагаемая стоимость программы – чуть более 50 миллиардов рублей, сроки реализации – до 2026 года.

МЧС России, Институт астрономии РАН и корпорация "Комета" уже приступили к созданию информационно-аналитической компоненты системы обнаружения астероидов и других опасных небесных тел.

Пока же ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты, подобные челябинскому метеориту.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников