Сменить фон

История прямых переговоров между Израилем и Палестиной

Возобновление палестино-израильских переговоров (151)
© Fotolia / viperagpФлаги Израиля и ПалестиныФлаги Израиля и Палестины
Мирный диалог Израиля и Палестины возобновляется после трехлетнего перерыва. Ранее представитель госдепартамента США Джен Псаки сообщила, что две стороны договорились вести мирные переговоры на протяжении по меньшей мере 9 месяцев.

Реальное начало диалога между палестинцами и израильтянами было положено в 1991 году. 30 октября – 1 ноября 1991 г. в Мадриде состоялась мирная конференции по Ближнему Востоку между арабскими государствами и Израилем на основе резолюций Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г. и от 22 октября 1973 г., предусматривающих освобождение Израилем всех оккупированных им с 1967 г. арабских территорий и право всех государств региона на независимое существование в пределах признанных границ. Сопредседателями Мадридской конференции стали СССР и США.

Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть различные общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и другие вопросы. Согласие на работу в конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, Египет и Иордания. Центральный совет ООП (Организация Освобождения Палестины) одобрил список палестинских участников совместной иордано‑палестинской делегации, состоящей из видных общественных деятелей с оккупированных территорий, формально не связанных с ООП. В конференции приняли участие представители двух региональных арабских организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба (САМ), а также ЕС, представленного председательствующим в нем государством. Роль ООН ввиду возражений Израиля ограничилась участием представителя генерального секретаря ООН.

Самым важным итогом мадридской встречи являлось то, что стороны приняли формулу последующих прямых переговоров: "Мир в обмен на территорию". Впервые за стол переговоров были приглашены все непосредственно задействованные в конфликте стороны, были намечены пути к двусторонним прямым переговорам, к признанию общих интересов, при этом сама идея двусторонних переговоров перестала увязываться с необходимостью многосторонних контактов и переговоров.

В начале 1993 г. в Осло начались секретные палестино‑израильские переговоры, которые завершились в конце августа 1993 года.

9 сентября 1993 г. председатель ООП Ясир Арафат в письме на имя премьер‑министра Израиля Ицхака Рабина заявил, что ООП признает право Израиля на существование и отказывается от применения террора и других насильственных действий. В ответном письме Рабин сообщил, что правительство Израиля признало ООП в качестве представителя палестинского народа и согласно вести с ней переговоры.

13 сентября на церемонии, состоявшейся в Белом доме в Вашингтоне, в присутствии президента США Билла Клинтона и министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Козырева представители Израиля и Палестины подписали Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления ("Осло‑1"). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться передислокацией израильских войск из сектора Газа и Иерихона (на Западном берегу реки Иордан) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали Декларацию в качестве свидетелей.

После подписания премьер‑министр Израиля Ицхак Рабин и председатель ООП Ясир Арафат обменялись рукопожатием. Это историческое соглашение открыло путь к палестинскому самоуправлению в секторе Газа и на Западном берегу.

Впервые за всю историю конфликта израильтяне и палестинцы формально согласились обсуждать в ходе официальных переговоров будущий статус Иерусалима. По иерусалимскому вопросу были достигнуты весомые взаимные уступки.

Израильское руководство согласилось со свободной интерпретацией активного и пассивного права голоса иерусалимских арабов на выборах в Совет Палестинской автономии и отказалось от своей прежней жесткой позиции, исключавшей любую связь Восточного Иерусалима с Западным берегом и Газой. Палестинцы, в свою очередь, отступили от требования о незамедлительном включении иерусалимской проблемы в круг вопросов, обсуждаемых в ходе текущих переговоров, и согласились, что ряд тем, и в том числе статус Иерусалима, подлежит обсуждению на завершающем этапе переговоров.

(Источник: журнал Международная жизнь, 01.05.1999, № 005, Разделенный город Иерусалим)

4 мая 1994 г. в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение "Газа‑Иерихон" (свидетели – Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 г. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в секторе Газа. Это соглашение одновременно положило начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 г. в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу и сектору Газа ("Осло‑2"). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82‑х человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения "Газа‑Иерихон" 4 мая 1994 г.). Переговоры по окончательному палестино‑израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и др., должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года.

Вся территория Западного берега реки Иордан была условно поделена на три зоны: Зона "А", где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации в гражданской сфере и в вопросах безопасности, – шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус (а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена) – около 3% территории Западного берега. Зона "В" (под контролем ПНА – гражданская сфера, Израиля – безопасность) – густонаселенные районы – около 27% территории. Зона "С" (израильский контроль с постепенной передачей этих земель под палестинскую юрисдикцию, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе) – территории Западного берега вне зон "А" и "В": незаселенные земли, районы, имеющие стратегическое значение для Израиля, еврейские поселения – около 70% территории.

Выполняя Временное соглашение, части израильской армии ушли к концу декабря 1995 г. из зоны А и с большей части зоны В. В январе 1997 г. сразу после подписания специального Протокола по Хеврону 17 января 1997 г. была осуществлена передислокация из Хеврона (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев "Гробницу патриархов".

Дальнейшая передислокация в соответствии с Временным соглашением ("Осло‑2") должна была осуществляться в три этапа и завершиться в течение 18 месяцев с начала функционирования Палестинского совета (7 марта 1996 г.), то есть к 7 сентября 1997 г. Протокол по Хеврону предусматривал осуществление первого этапа упомянутой передислокации в марте 1998 г. Эти сроки не были соблюдены в связи с разногласиями сторон по объему первого этапа передислокации.

23 октября 1998 г. ПНА и Израиль подписали при содействии США Уай‑Меморандум, регламентирующий, в частности, пофазовое осуществление первого и второго этапов дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны "С" (1% в зону "А" и 12% – в зону "В"). Кроме того, 14,2% зоны "В" предполагалось перевести в зону "А". Израильтяне осуществили только первый этап передислокации (20 ноября 1998 г.), в результате которого 2% зоны "С" было передано в зону "В", а 7,1% зоны "В" – в зону "А". После этого Израиль приостановил реализацию меморандума, аргументировав свое решение тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, прежде всего в сфере безопасности.

В целом в период с мая 1996 г. по май 1999 г. мирный процесс находился в состоянии стагнации.

После победы на выборах в Израиле 17 мая 1999 г. лидера Партии труда Эхуда Барака появились перспективы для активизации переговоров.
 4 сентября 1999 г. в египетском городе Шарм‑эш‑Шейхе Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного – в сентябре 2000 г. Многие положения этого Меморандума были претворены в жизнь.

13 сентября 1999 г. возобновились официальные переговоры о постоянном статусе. В дополнение к ним осуществлялись также в закрытом порядке контакты высокопоставленных представителей сторон по этой тематике в Стокгольме.

Были завершены, хотя и с запозданием (к 21 марта вместо 20 января 2000 г.), предусмотренные Меморандумом три фазы второго этапа передислокации израильской армии на Западном берегу.

Тем не менее, ситуация на палестино‑израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (вопросы возвращения территорий и беженцев) "зависло" осуществление ряда важных мер переходного периода. Стороны не достигли к намеченным срокам (февраль 2000 г.) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000 г.).

В июле 2000 г. закончился провалом ближневосточный трехсторонний саммит в Кэмп‑Дэвиде. В нем участвовали Билл Клинтон, Эхуд Барак и Ясир Арафат. Сторонам не удалось преодолеть существенные расхождения и достичь желаемого результата – компромисса по главным вопросам палестино‑израильского урегулирования.

Главным пунктом разногласий осталась проблема Иерусалима. Палестинцы ни на шаг не отступили от своей позиции: весь Восточный (арабский) Иерусалим, в том числе Старый город, где расположены святыни трех религий, включая иудейскую Стену плача, должны перейти под суверенитет независимого палестинского государства. С американским предложением – совместный суверенитет над арабскими районами города и перенос решения вопроса о принадлежности Старого города на будущее – Арафат не согласился. Более того, не только палестинцы, но и израильтяне не согласны отложить вопрос о статусе Иерусалима. Без него, посчитали они, любое соглашение бессмысленно.

Вместе с тем участники саммита приняли трехстороннее заявление, в котором обязались воздержаться от односторонних и насильственных действий.

В январе 2001 г. в египетском городе Таба прошли закрытые палестино‑израильские переговоры по проблемам окончательного статуса (завершены 28 января 2001 г.). По сравнению со всеми предыдущими переговорами по проблематике постоянного статуса в ходе обсуждений в Табе сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений: территориального вопроса – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 г. на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на модификацию окончательных границ; проблемы Иерусалима – город провозглашался "общей и открытой столицей" двух государств; проблемы беженцев – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 ГА ООН (в некоторых редакциях – "по договоренности сторон").

26 января 2005 г. возобновились палестино‑израильские контакты на министерском уровне, на которых впервые с начала конфликта обсуждались вопросы прекращения огня и отвода израильских войск из палестинских населенных пунктов на позиции 28 сентября 2000 г., т.е. до начала интифады.

8 февраля 2005 г. в египетском городе Шарм‑эш‑Шейх по инициативе Хосни Мубарака (президент Египта) состоялась встреча Ариэля Шарона (премьер‑министр Израиля с февраля 2001 г.) с Махмудом Аббасом (глава ПНА с января 2005 г.), которые пришли к договоренности о прекращении насилия и возобновлении контактов на основе выполнения "дорожной карты".

21 июня 2005 г. в Иерусалиме прошла встреча Ариэля Шарона и Махмуда Аббаса, в ходе которой были согласованы некоторые практические вопросы, связанные с уходом Израиля из Газы, подтверждены обязательства в рамках договоренностей Шарм‑аш‑Шейха, включая вывод войск из палестинских городов. Однако целый ряд проблем остался нерешенным. Стороны разделили разногласия по мерам в отношении активистов палестинских вооруженных группировок, строительству поселений и "разделительной стены", внешним границам сектора Газа, его связи с Западным берегом, восстановлению аэропорта и строительству морского порта.

В конце ноября 2007 г. по инициативе американского руководства в городе Аннаполисе (США) состоялась Международная конференция по урегулированию ближневосточного кризиса, в которой приняли участие министры иностранных дел 40 государств (из них 16 арабских), премьер‑министр Израиля Эхуд Ольмерт и президент ПНА Махмуд Аббас. В последний момент согласилась участвовать Сирия (ее представлял замминистра иностранных дел). Это произошло после того, как в программу дискуссий был включен вопрос о Голанских высотах – сирийской территории, оккупированной Израилем. Основная цель конференции заключалась в том, чтобы дать импульс переговорам между Израилем и ПНА, прерванным в 2000 г. В совместной палестино‑израильской декларации по итогам конференции Махмуд Аббас и Эхуд Ольмерт подтвердили решимость выполнять свои обязательства в рамках "дорожной карты".

Большинство арабских стран, прежде всего Египет, Иордания и Саудовская Аравия, поддержали решения конференции в Аннаполисе, хотя и высказали сомнения по поводу дальнейших перспектив переговоров между ПНА и Израилем. Иран, призывавший к бойкоту конференции, заявил, что она закончилась полным провалом, так как в ней не участвовали "подлинные представители палестинского народа", имея в виду ХАМАС. Со своей стороны министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил удовлетворение результатами переговоров в Аннаполисе и заявил, что Россия готова в ближайшем будущем принять участников переговорного процесса в Москве.

После операции Израиля в секторе Газа "Литой свинец" (декабрь 2008 – январь 2009 гг.) переговорный процесс между палестинцами и израильтянами фактически прекратился. Пауза в двустороннем диалоге завершилась в мае 2010 г. началом непрямых контактов при посредничестве США.

На прямые переговоры в Вашингтоне стороны согласились в конце августа 2010 г. после того, как с соответствующей инициативой выступили глава госдепартамента США Хиллари Клинтон и другие участники ближневосточного "квартета" посредников (ООН, ЕС и Россия). 2 сентября в Вашингтоне состоялись прямые переговоры премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и главы ПНА Махмуда Аббаса.

После этого израильтяне и палестинцы провели три встречи на высшем уровне и приступили, по заверению участников переговоров, к согласованию всех стержневых аспектов урегулирования.

Переговоры между Израилем и Палестиной были приостановлены 26 сентября после того, как израильский премьер Биньямин Нетаньяху отказался продлить 10‑месячный мораторий на поселенческое строительство на Западном берегу реки Иордан.

В ноябре израильские власти объявили о намерении возвести в спорных районах Иерусалима около 1,3 тысячи квартир или односемейных домов. С призывом отказаться от строительных проектов на оккупированных землях к Израилю обратились, в частности, Россия, ООН, Евросоюз и США.

Прямой палестино-израильской мирный диалог в последний раз прервался осенью 2010 года. Все это время израильтяне выражали готовность незамедлительно вернуться за стол переговоров, но отвергали предварительные условия, выдвинутые палестинцами, включая прекращение поселенческой деятельности на оккупированных землях или признание "довоенных" границ 1949-67 годов исходной точкой для поиска компромисса.

В январе 2012 года в Аммане было проведено пять встреч между главным палестинским переговорщиком Саибом Орейкатом и советником премьер-министра Израиля Ицхаком Молхо для поиска возможности возобновления прямых мирных переговоров. Консультации, которые были посвящены вопросам постоянных границ между Израилем и Палестиной, закончились безрезультатно из-за разногласий в отношении израильских поселений на оккупированных палестинских территориях в результате шестидневной войны 1967 года, а также из-за отказа израильского правительства принять линии 1967 года как границы между двумя государствами.

В марте 2013 года президент США Барак Обама, выступая в Рамаллахе, пообещал приложить много усилий для сближения позиций Израиля и Палестины.
В июле 2013 года, выступая в Аммане, госсекретарь США Джон Керри после четырех месяцев челночной дипломатии и шести продолжительных визитов на Ближний Восток объявил об успехе своей посреднической миссии. Израильские и палестинские власти подтвердили слова о достигнутом прогрессе и близости мирных переговоров.

В ночь на 30 июля мирные переговоры израильтян и палестинцев возобновились в Вашингтоне за совместным ужином переговорщиков с госсекретарем США Джоном Керри. Израильтяне и палестинцы договорились вести мирные переговоры на протяжении, по меньшей мере, 9 месяцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Справки
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена