Рейтинг@Mail.ru
Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России

© Fotolia / jorisvo Флаги Евросоюза
Флаги Евросоюза
Читать ria.ru в
"Газпром" рассчитывает в этом году получить доступ к мощностям газопровода OPAL для поставок газа по контрактам, заключенным до вступления в силу третьего энергопакета, заявил журналистам замглавы "Газпрома" Александр Медведев в кулуарах VIII международной конференции "Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект".

Третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа.

Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.

Кроме того, третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг.

Наиболее дискуссионные аспекты третьего энергопакета — выделение электроэнергетических и газотранспортных сетей, а также расширение прав и возможностей национальных энергетических регуляторов и свободы выбора потребителей — отражены в двух директивах ЕС: Electricity Directive 2009/72/EC и Gas Directive 2009/73/EC.

Первоначальный жесткий запрет компаниям, занятым в добыче, генерации и импорте энергоресурсов, контролировать или владеть преобладающим пакетом акций распределительных сетей (Ownership unbundling, OU), означавший, по сути, не что иное, как экспроприацию корпоративных сетей, позднее был дополнен двумя более мягкими вариантами.

Вариант "Независимый оператор системы" (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, предписывая, однако, передать активы в управление независимому системному оператору.

Третий вид разделения "Независимый оператор газотранспортной или энергетической сети" (Independent Transmission Operator, ITO) оставляет крупным компаниям право сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, при этом требуя следовать ряду правил, чтобы отделить управление сетями от прочей деятельности.

Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО "Газпром" перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. "Газпром" также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Требования, изложенные в третьем энергопакете, обязывают "Газпром" обеспечить доступ к своей "трубе" третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Россию подобное предложение не устраивает, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижается. Именно поэтому Москва пытается добиться для них исключений из третьего энергопакета.

Президент РФ Владимир Путин в июне 2012 года по итогам саммита Россия‑ЕС заявлял, что нормы третьего энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что требования третьего энергопакета лишают "Газпром" возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов‑отводов от морских газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". По его словам, "Газпром", подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют "Газпрому" лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение.

По словам Миллера, для "Северного потока" это становится реальностью: по нему уже поступает "голубое топливо" европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью "Северного потока". Аналогичная проблема надвигается и на "Южный поток". Миллер отмечал, что европейские и национальные органы не позволяют "Газпрому" использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов.

Россия предлагает считать эти сухопутные участки магистралей продолжением экспортных газопроводов, проложенных по дну Балтийского и Черного морей. Миллер обратил внимание на то, что подписание соглашения между Россией и ЕС о трансграничных инфраструктурных проектах необходимо для обеих сторон, оно сможет гарантировать инвестиции поставщиков энергоресурсов в строительство инфраструктуры. 

21 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин по результатам прошедшего в Брюсселе саммита Россия — ЕС, заявил о том, что Россия рассчитывает на достижение компромисса с Евросоюзом по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам. В этот же день Россия представила на рассмотрение Евросоюза новый проект соглашения по трансграничным газопроводам, выводящий проекты "Северный поток" и "Южный поток" из‑под действия третьего энергопакета. 

В марте 2013 года прошла международная конференция "Россия — Европейский союз: возможности партнерства", на которой вновь была затронута тема третьего энергопакета. Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на конференции, подчеркнул, что Евросоюз не должен навязывать односторонние подходы своим партнерам и обязан слышать аргументы другой стороны при рассмотрении вопросов, связанных реформами в области газа и электроэнергии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала