Атомный ледокол "Арктика"

/
17 августа 1977 года впервые в истории надводный корабль достиг географической точки Северного полюса. Рекордсменом стал атомный ледокол "Арктика" - головной корабль серии проекта 10520, созданный в 1971 году.

17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" стал первым надводным кораблем, достигшим географической точки Северного полюса.

Атомный ледокол "Арктика" (с 1982 года по 1986 год ‑ "Леонид Брежнев") ‑ головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде (ныне ‑ Санкт‑Петербург).

© РИА Новости. Владимир Вяткин

 

Ледокол был создан усилиями коллективов более 350 объединений и предприятий, ста научно‑исследовательских, проектно‑конструкторских и эксплуатационных организаций страны, включая Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова (разработка ядерного реактора ОК‑900), Производственное объединение "Маяк" (переработка ядерного топлива), Центральное конструкторское бюро "Айсберг" ‑ (разработка проекта ледокола), Научно‑исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

© РИА Новости. Юрий Лушин

 

В постройке ледокола участвовал экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику.

Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.

© РИА Новости. Роман Денисов
Капитан ледокола Юрий Сергеевич Кучиев

26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились ходовые испытания корабля. 25 апреля 1975 года состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи‑приемки в эксплуатацию судна.

© РИА Новости. Юрий Лушин

 

Ледокол "Арктика" предназначался для проводки судов в ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ. По техническим показателям он являлся крупнейшим ледоколом своего времени: его длина составляет ‑ 148 метров, ширина ‑ 30 метров, высота борта ‑ более 17 метров, осадка ‑ 11 метров. Водоизмещение ледокола составляет 23 тысячи тонн. Атомная водо‑водяная паропроизводящая установка состояла из двух блоков по одному реактору и четырех парогенераторов в каждом. Мощность атомной паропроизводящей установки ‑ 55,1 мегаватт.

© РИА Новости. Роман Денисов

 

"Арктика" могла проламывать лед толщиной пять метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Атомоход обладает наклонным "ледокольным" носом. Корпус ледокола, имеющий бочкообразную форму, был изготовлен из прочной легированной стали, а по бокам в районе ватерлинии усилен специальным ледовым поясом.

© РИА Новости. Май Начинкин

 

Такая конструкция корпуса обеспечивала его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также сжатиям в ледовых полях. Полукруглые борта не дают ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволяет "заползать" на поля сверху, ломая их своим собственным весом. Помимо этого ледокол имеет М‑образную корму, что позволяло осуществлять буксировку судов, а также стыковку с другими ледоколами.

© РИА Новости. Май Начинкин

 

Корабль имеет четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, площадку для посадки разведывательного вертолёта, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола.

Для усиления ледопроходимости на судне имеется балластная и дифферентная системы, позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

© РИА Новости. Юрий Лушин

 

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями было выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки.

© РИА Новости. Роман Денисов
Ходовой (капитанский) мостик ледокола "Арктика"

С 1975 года ледокол "Арктика" служил для проводки судов по Северному морскому пути.

В 1977 году он выполнил экспериментальный научно‑практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.

В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

© РИА Новости. Роман Денисов
Центральный пост управления атомного ледокола "Арктика".

Миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.

© РИА Новости. Роман Денисов

Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: "СССР. 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90°-N, 1977 г.".

За 15 часов, которые атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Водолазы осмотрели винты, они были в порядке, и ледокол пошел домой в Мурманск.

© РИА Новости. Юрий Лушин
Ледокол "Арктика" прокладывает путь для судов в районе мыса Харасавэй в Карском море.

За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол "Арктика" был награжден орденом Октябрьской Революции, весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, ‑ орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер‑механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко.

"Арктике" принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол отработал в плавании ровно год без захода в какой‑либо порт.

© РИА Новости. Юрий Лушин
Атомный ледокол "Арктика". Интерьер

Выполнение программы по продлению ресурса действующих атомных ледоколов в 2003 году позволило продлить ресурс реакторной установки "Арктики" до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов). Атомоход также был оборудован системой физической защиты для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних на борт судна и в его помещения. После этого атомный ледокол "Арктика" смог осуществлять проводки судов по трассе Севморпути еще в течение пяти лет.

© РИА Новости. Николай Зайцев
"Арктика" в Карском море

В 2008 года атомоход "Арктика" был выведен из эксплуатации. 3 октября 2008 года его энергетическая установка была остановлена в связи с завершением активной эксплуатации.

В настоящее время ледокол стоит в доке Ремонтно‑технологического предприятия "Атомфлот" (с декабря 2002 года ‑ ФГУП "Атомфлот", Мурманск) госкорпорации "Росатом". С него удалены все радиоактивные отходы, в том числе, жидкие радиоактивные отходы из контуров реакторов, проведена дезактивация.

© РИА Новости. Роман Денисов

 

Различные механизмы, узлы и агрегаты "Арктики" до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов.

По словам генерального директора ФГУП "Росатомфлот" Вячеслава Рукши атомоход "Арктика" будет утилизирован не ранее 2015‑2016 годов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Справки
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • "Различные механизмы, узлы и агрегаты "Арктики" до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов."
    То есть он еще мог бы работать и работать
    10:34
    17.08.2012
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.